Конкурс: Юный химик январь 2019го

27 января 2019го в 13:00 в головном офисе центра «Бакалибрики» состоится очередной конкурс: «Юный химик».

Требования к презентации:

Количество слайдов в презентации: от 7 до 12
Количество слов на слайде: не более 15
Наличие анимации — +5 баллов.
Наличие дизайна презентации — +2 баллов.
Изложение без опоры на запись текста — +10 баллов,

Языки:

ТРИЗунки:  Изложение на русском языке.

ТРИЗнечики: Озвученный доклад на русском языке, изложение английском языке (+ 5)

ТРИЗайки ТРИЗ-профи: Озвученные доклады на русском и английском языках (+ 5) изложение на немецком/французском языке (+ 5).

Темы докладов:

1. Гидрид кислорода
2. Гидрид углерода
3. Гидрид фтора
4. Гидрид серы — доклад готовит Алена Колесникова
5. Гидрид хлора
6. Гидрид кремния
7. Оксид магния
8. Оксид алюминия — доклад готовит Миша Свиноренко
9. Оксид кальция
10. Оксид железа
11. Оксид иттрия — доклад готовит Светлогор Точилин
12. Гидрокси́д на́трия — доклад готовит Маргарита Куркина
13. Гидрокси́д калия
14. Гидрокси́д цезия

Материалы для изучения:

Гидриды для изучения

Оксиды для изучения

Щёлочи для изучения

Атомы для изученния

Видеоотчет с праздника

В новый год с новой песней!

Поздравляем Куркину Веронику.

Поздравляем Куркину Веронику Алексеевну занявшую первое место в разделе программы «Кумите» в категории девочки 10-11 лет, а также 3 место в разделе программы «Ката». На детских новогодних соревнованиях по всестилевому карате ОК.

Поздравляем Колесникову Алену

Колесникова Алена выиграла районные соревнования по плаванию, спортивной школы «Буревестник» стилем Кроль, на спине, 25 метров за 35:42 секунд, заняв первое место. Поздравляем её и желаем дальнейших успехов в спорте труде и учебе.

Поздравляем Ботвинко Милану

Поздравляем Ботвинко Милану выигравшую Соревнования на приз школы олимпийского резерва №18 по дисциплине: спортивная гимнастика. И получившую 2ой юношеский разряд

Квалификационный семинар!!!

2 января 2018 года в 10:00 в центральном офисе ЭДИТ «Бакалибрики» состоится квалификационный семинар: ДЛ-ТРИЗ-педагогов. Приглашаются все действующие ТРИЗ-педагоги.

Конкурс новогодней/зимней песни

Объявление.

30 декабря 2018 года в 12:00, в центральном офисе ЭДИТ «Бакалибрики» состоится конкурс новогодней/зимней песни собственного сочинения «В новый год с новой песней». Текст песни должен содержать три куплета и припев. Мелодия тоже должна быть собственного сочинения, так же, как и исполнение. За наличие клипа в формате AVI добавляется 10 баллов.

Материалы для подготовки.

 

Поздравляем!

Поздравляем студента второго курса, Учайкина Артема, со вторым местом первенстве ШБИ «Союз» по карате среди белых и цветных поясов.

Новый внеочередной класс!!!

Поздравляем ТРИЗ-педагога, заведующую кафедрой медицины Куркину Веронику с успешным завершением очередного(восьмого) класса общеобразовательной школы. Ждем новых успехов!!!

Поздравляем

Поздравляем ТРИЗ-педагога первого уровня, Гержановскую Евдокию Юрьевну, с получением памятного знака «За участие в проведении чемпионата мира по футболу 2018 года в городе Самаре».

Поздравляем!

Поздравляем студента второго курса, Учайкина Артема, с победой в «Осеннем турнире по карате WKF»!!!

Дебют

Поздравляем Куркину Маргариту с вокальным дебютом во дворце культуры «Победа»!!!

Поздравляем

Поздравляем наших студентов: Рящикова Владислава и Учайкина Артема с первыми местами, в своих категориях, на конкурсе детских творческих проектов «Изобретая будущее 2018».

  

Поздравляем

Поздравляем ТРИЗ-педагога IV Уровня Куркину Елену Владимировну с триумфом её студентки Черноусовой Алисы!!!

Ну и естественно: голосуем за Алису!!! https://www.1tv.ru/shows/luchshie-deti-strany-obedinyaytes/golosovanie

Изобретая будущее 2018

ГБУК «Самарская областная универсальная научная библиотека» проводит четвертый областной конкурс детских творческих проектов «Изобретая будущее».

Конкурс проводится с целью формирования у детей и молодежи интереса к исследовательской и изобретательской деятельности, повышения общественной значимости научно-технического творчества, выдвижения оригинальных технических решений и изобретательских идей.

В 2018 году тематика конкурса «ЭнергоИдеи: изобретая — сберегаем» посвящена энергосбережению и эффективному использованию электроэнергии.

Приглашаем воспитанников Центра инновационного образования «ТРИЗ-Самара» принять участие в конкурсе.

3го октября в 14:00 в головном офисе центра «Бакалибрики»состоится предварительное слушание работ. Участие в конкурсе для ТРИЗнечиков и ТРИЗаек является обязательным.

 

 

КАК УЧИТЬ ДЕТЕЙ В ТРЕТЬЕМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ?

Первая и главная задача ДЛ-ТРИЗ педагогики – формирование мыслительного аппарата ребенка. Решающее значение в этом процессе имеют первые три года его жизни. Это связано с тем, что нервная ткань младенцев имеет особое свойство – если ее не использовать, не стимулировать, то она не развивается. Косвенно это доказано в экспериментах нобелевских лауреатов — канадского и американского нейрофизиолога Девида Хьюбела и шведского нейробиолога Торстена Визеля.

Девид Хьюбел

Торстен Визель.

 

В ходе одного из экспериментов они зашили веко на одном глазу котенка на время периода раннего развития, чтобы этот глаз не получал визуальной стимуляции. Когда они освободили глаз котенка от швов, то обнаружили, что те зрительные области на карте мозга, которые обрабатывают информацию, поступающую от закрытого глаза, не получили никакого развития, в результате чего животное осталось слепым на этот глаз на всю жизнь.

Прямые доказательства нам предоставляет магниторезонансная томография.

Рис.1. МРТ мозга трехлетних детей.

На Рис1. слева МРТ мозга ребенка, воспитанного в семье и получившего достаточную стимуляцию всех зон мозга, а справа – МРТ мозга ферального ребенка (ребенка– Маугли), не получившего достаточной стимуляции некоторых зон, которые вовсе не развились. Череп домашнего ребенка заполнен нервными клетками полностью, мозг ферального ребенка – частично, многих зон в нем не достает.

В третьем тысячелетии все дети должны иметь развитый мыслительный аппарат, поэтому начинать обучение необходимо как можно раньше – самое позднее — с полугодовалого возраста, иначе можно не успеть к трехлетнему возрасту достаточно простимулировать все участки мозга, которые будут принимать участие в сложных формах мышления.

Для того, чтобы мыслительный аппарат работал правильно и продуктивно, необходимо обеспечить его качественной и полной информацией об окружающем мире – базой знаний в чанковой форме.

Рис.2 Пример чанка

Чанк – это — комплексный образ явления, жестко связанный с названием (названиями) этого явления в звуковом и графическом виде. Название позволяет извлечь образ из собственной памяти, а образ позволяет подобрать необходимое слово, связанное с ним. По существу, мысль – это цепочка чанков.

Правильно и полноценно ввести чанки можно путем многократной демонстрации ребенку озвученных слайдов/открыток с фотографиями явлений окружающего мира (или сами явления), собранных в группы в соответствии с научной классификацией и моделей плоских и объемных геометрических фигур. Для этого необходима современная оргтехника – компьютер, проектор, 3Д-принтер и современные когнитивные технологии —   техника быстрого чтения, мнемотехника, техника быстрого набора текста.

База знаний должна быть дополнена полной информацией о некоторых представителях групп (классов, видов, отрядов) явлений с тем, чтобы ребенок имел представление об атрибутах каждого представителя группы. Тогда у ребенка будет сформирована сбалансированная, близкая к объективной картина мира.

Творческая деятельность предполагает способность человека генерировать принципиально новые идеи, а для этого необходимо развитое воображение.

Только развитый мыслительный аппарат, обеспеченный качественным интеллектом (полной базой знаний, сбалансированной картиной мира и развитым воображением), способен в полной мере освоить операторы диалектической логики и ее творческой части – теории решения изобретательских задач.

Сразу после освоения всех операторов ребенок должен закрепить их на практике – полевой, сельскохозяйственной, производственной, инженерной/медицинской/педагогической и т.д.

Таким образом, стратегический алгоритм обучения должен содержать четыре, последовательно выполняемых шага:

  1. Формирования мыслительного аппарата;
  2. Формирования интеллекта;
  3. Формирование диалектического (творческого) мышления;
  4. Закрепление творческих форм мышления на практике.

Эти четыре шага необходимо проделать как можно быстрее и качественнее, с тем, чтобы у ребенка осталось больше времени для реализации своего творческого потенциала.

Все вышеперечисленные действия должны доставлять удовольствие всем участникам учебного процесса – детям, учителям и родителям, каждое событие должно сопровождаться радостью и вдохновением, как и само творчество, иначе КПД учебного процесса резко падает.

Теперь мы можем ответить на вопрос о том, как учить детей в третьем тысячелетии.

В третьем тысячелетии надо учить детей:

  1. Своевременно (начиная в 6 месяцев и заканчивая в 13-14 лет закрепляющими практическими действиями).
  2. Стремительно (в максимальном индивидуальном темпе, не тормозя и не задерживаясь на вредных и не нужных единицах информации).
  3. Качественно (давая ребенку только то, что ему безусловно пригодится в его взрослой творческой жизни).
  4. Прицельно. (выполняя только те педагогические действия, которые обеспечивают решение стратегических задач обучения).
  5. Технично (используя самые современные виды оргтехники и когнитивные технологии).
  6. Алгоритмично (обеспечивая каждое мыслительное действие эффективной системой алгоритмов).
  7. Вдохновенно (получая удовольствие от учебного процесса).

 

Автор программы «Бакалибрики», специалист ТРИЗ 4 уровня Шарипов Р.Х.

Самара 2018 г.

 

Чему учить детей в 3ем тысячелетии

ЧЕМУ УЧИТЬ ДЕТЕЙ В ТРЕТЬЕМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ?

 

«Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения. Это во-1-х.

Во-2-х, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, «самодвижении» (как говорит иногда Гегель), изменении. По отношению к стакану это не сразу ясно, но и стакан не остается неизменным, а в особенности меняется назначение стакана, употребление его, связь его с окружающим миром.

В-3-х, вся человеческая практика должна войти в полное «определение» предмета и как критерий истины и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку.

В-4-х диалектическая логика учит, что «абстрактной истины нет, что истина всегда конкретна», как любил говорить вслед за Гегелем покойный Плеханов. […]

Я, разумеется, не исчерпал понятия диалектической логики. Но пока довольно и этого. Можно перейти от стакана к профсоюзам и к платформе Троцкого.

В.И. Ленин. ПСС, т.42, Стр. 289-290

То есть, к требованиям диалектической логики относятся:

  1. Всесторонность.
  2. Рассмотрение в развитии.
  3. Полнота.
  4. Истинность.
  5. Практическая направленность.
  6. Конкретность.

Для обеспечения истинности необходимо следовать законам формальной логики. Получается, что формальная логика не противостоит диалектической, а обеспечивает ее существование. То есть, законы формальной логики являются первичными по отношению к требованиям диалектической логики, поэтому, в процессе изучения диалектической логики мы будем строго следовать законам формальной логики:

  1. Закону тождества;
  2. Закону достаточного основания;
  3. Закону противоречия;
  4. Закону исключенного третьего.

В.И.Ленин утверждает, что невозможно достичь всесторонности рассмотрения, но все-же мы попытаемся сделать это. С этой целью рассмотрим атрибуты (неотъемлемые свойства) любого материального объекта, любого явления и постараемся охватить их все:

  1. Место в общей классификации всех явлений окружающего мира.
  2. Место в пространстве и времени.
  3. Внутреннее строение.
  4. Внешние изменения, которые способно производить это явление.
  5. Способы воздействия на это явление, способные его видоизменить нужным образом.
  6. Отличительные признаки, с помощью которых можно понять, что это именно то явление, которое мы рассматриваем, а не что-то другое.
  7. Числовые характеристики, явления.
  8. Условия, при которых это явление сохраняется и еще остается самим собой.
  9. Отношения, в которые это явление вступает с другими явлениями.
  10. Развитие единичного явления от его появления до исчезновения, распада.
  11. Развитие вида, частью которого является рассматриваемое явление.

Для того, чтобы при рассмотрении ничего не упустить, будем пользоваться мнемотехнической схемой, которую назовем «оператором всесторонности»:

Рис.1 Оператор всесторонности рассмотрения явления.

Теперь рассмотрим каждый из элементов оператора всесторонности отдельно.

  1. Любой объект является только частью какого-то множества (рода). Для того, чтобы понять, что из себя представляет объект рассмотрения, мы должны отнести его к этому роду, иначе, мы рискуем перепутать его с чем-то другим, носящем такое же название, но входящее в другое множество (род) и, тем самым, нарушить закон тождества.

В рамках одного множество можно перепутать объекты друг с другом, и опять же нарушить закон тождества, поэтому необходимо указать активный отличительный признак. В результате получаем определение понятия через род и видовое отличие.

Рис.2 Оператор родо-видового определения понятий.

Для учета всех элементов множества (рода) с целью обеспечения требования полноты рассмотрения, существуют такие инструменты, как морфологическая ось, морфологическая таблица, морфологическая матрица и куб (параллелепипед) Фрица Цвикки.

Рис.3 Куб Цвикки.

  1. Конкретное явление существует в конкретной точке пространства и в течение определенного времени, то есть, у него с необходимостью должны быть пространственные и временные координаты. Для определения положения в пространстве существуют системы координат – декартова, полярная, цилиндрическая, географическая, астрономическая.

Рис.4 Системы координат.

Для определения временной координаты существует так называемая «лента времени».

Рис.5 Лента времени.

  1. Структура определяется составными элементами и связями между ними. Для изучения структуры служит скользящий структурный оператор:

Рис.6 Скользящий структурный оператор.

и оператор полноты активной системы, предложенный Г.С.Альтшуллером:

Рис.7 Оператор полноты активной системы.

  1. Внешние изменения, которые производит явление описываются таким понятием, как «функция». Функция – это роль объекта в заданной системе отношений. Любое изменение имеет определенные причины и приводит к определенным последствиям. Наиболее полно и точно описать функции и функциональные связи позволяет диаграмма Исикавы Каору, так называемый, «рыбий скелет»:

Рис. 8 Диаграмма Исикавы Каору.

  1. Совокупности/последовательности целесообразных полезных действий называются технологиями (алгоритмамия, рецептами). Технологии осуществляются с помощью инструментов и более развитых технических систем. Некоторые технологии предполагают использование расходных материалов. Наиболее точная и полная технология мышления описывается оператором полного процесса проектирования (ППП):

Рис. 9 Оператор полного процесса проектирования (ППП).

  1. Признаки – это такие чувственно воспринимаемые сигналы, излучаемые /испускаемые явлением, которые выделяют его из окружающей среды и позволяют нам однозначно идентифицировать это явление с его названием. К ним относятся – контуры (форма), окрас (цвет), вкус, запах, температура, вес, фактура, гладкость/шероховатость/липкость, влажность, подвижность. Для идентификации человека служит его портрет – графический или словесный. Полнота словесного портрета обеспечивается применением специального оператора:

Рис.10 Признаковый оператор.

  1. Параметры (любые числовые характеристики явления) имеют свойства меняться как в филогенезе, так и в онтогенезе. Однако, наши представления о некоторых параметрах остаются неизменными. Для приведения в соответствие возможных изменений параметров явления с нашими представлениями о них служит оператор числовой оси, предложенный Г.С.Альтшуллером и, предложенный им же, оператор РВС (размеры, время, стоимость). Оператор числовой оси, предлагающий мысленно изменять именно эти параметры с тем, чтобы избавиться от навязчивых представлениях о них.

 

Рис.11 Оператор РВС.

  1. Условия существования. В разных местах планеты имеют место разные условия — среда, влажность, давление, температура. При одних условиях явления происходят, при других – нет. Поэтому, при описании явления необходимо учитывать и условия их существования. Для учета условий существования применяется условный оператор:

Рис. 12 Условный оператор.

  1. Любое явление вступает в отношения с объектами окружающей среды. Особый интерес представляют отношения активных систем. В силу всеобщности закона единства и борьбы противоположностей, каждый объект включен в какие-то виды борьбы и выстраивает свои отношения в соответствии с этим. Различают отношения нейтралитета, комплиментарные отношения и антагонистические отношения. Реляционный оператор позволяет учитывать наличие этих отношений:

Рис.13 Реляционный оператор.

Антагонистические отношения (конфликты) делятся на типы:

— «Хищник-жертва»

— «Пилот-препятствие»

— «Хозяин-паразит»

— «Дёготь-мёд»

— «Датчик-искомый объект».

Учесть все виды конфликтных отношений позволяет конфликтный оператор:

Рис.14 Конфликтный оператор.

  1. Онтогенез – это развитие отдельно взятой, конкретной особи от рождения/сборки до смерти/утилизации. Учитывать этапы индивидуального развития технической системы позволяет онтогенетический оператор.

Рис.15 Онтогенетический оператор.

  1. Филогенез – это история развития вида активных систем. История технической системы начинается с простого инструмента и заканчивается специализированным роботом. Этапы исторического развития технической системы учитывает филогенетический оператор.

Рис.16 Филогенетический оператор.

Вышеперечисленные операторы позволяют выполнить все требования диалектической логики и должны входить в программу правильного общего образования ребенка. Теперь мы можем ответить на вопрос – чему учить детей в третьем тысячелетии. Детей в третьем тысячелетии надо учить диалектической логике.

Наиболее близко к обучению диалектической логике подошла программа «Бакалибрики» и ТРИЗ-педагоги, работающие по этой программе. Однако, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) является всего лишь частью диалектической логики, поскольку вся она только частично входит в 3, 7, 8 и 9 пункты оператора всесторонности. Поэтому правильнее называть педагогов, работающих по программе «Бакалибрики» не ТРИЗ-педагогами а ДЛ-ТРИЗ-педагогами, то есть, педагогами, обучающими детей в первую очередь диалектической логике, а уж потом ТРИЗ, но уже во вторую очередь.

На очередном (четвертом) съезде ТРИЗ-педагогов, состоявшемся 26 августа 2018 года было принято решение о внесении поправок в оператор всесторонности (добавлен реляционный оператор и уточнен условный оператор), а также о переаттестации ТРИЗ-педагогов с целью приведения их квалификации в соответствие с требованиями диалектической логики.

 

Автор программы «Бакалибрики», специалист ТРИЗ 4 уровня Шарипов Р.Х.

Самара 2018 г.

Конкурс Юный химик Сентябрь 2018

23 сентября 2018го в 13:00(перенесено по просьбе организатора) в головном офисе центра «Бакалибрики» состоится конкурс: «Юный химик». Внимание!!! Материалы для изучения обновлены!!!

Требования к презентации:

Количество слайдов в презентации: от 7 до 12
Количество слов на слайде: не более 15
Наличие анимации — +5 баллов.
Наличие дизайна презентации — +2 баллов.
Изложение без опоры на запись текста — +10 баллов,

Языки:

ТРИЗунки:  Изложение на русском языке.

ТРИЗнечики: Озвученный доклад на русском языке, изложение английском языке (+ 5)

ТРИЗайки ТРИЗ-профи: Озвученные доклады на русском и английском языках (+ 5) изложение на немецком/французском языке (+ 5).

Темы докладов:

Соли лития — Учайкин Артем

Соли бериллия

Соли натрия — Шуберт Давыд

Соли магния

Соли алюминия

Соли калия

Соли кальция — Шалимов Иван

Соли скандия

Соли титана

Соли ванадия

Соли хрома

Соли марганца

Соли железа

Соли кобальта

Соли никеля

Доклад должен содержать обзор всех солей выбранного металла (чанки) и досье на одну из солей.

Обновленные материалы для изучения:

Карбонаты для изучения

Нитраты для изучения

Силикаты для изучения

Сульфаты для изучения

Фосфаты для изучения

Хлориды для изучения

Атомы от Лантана до Астата для изучения

Дополнительная информация в процессе подготовки.

Съезд ТРИЗ-педагогов

26го августа 2018го года в 18:00, в головном офисе института «Бакалибрики» состоится съезд ТРИЗ-педагогов.