КАК УЧИТЬ ДЕТЕЙ В ТРЕТЬЕМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ?

Первая и главная задача ДЛ-ТРИЗ педагогики – формирование мыслительного аппарата ребенка. Решающее значение в этом процессе имеют первые три года его жизни. Это связано с тем, что нервная ткань младенцев имеет особое свойство – если ее не использовать, не стимулировать, то она не развивается. Косвенно это доказано в экспериментах нобелевских лауреатов — канадского и американского нейрофизиолога Девида Хьюбела и шведского нейробиолога Торстена Визеля.

Девид Хьюбел

Торстен Визель.

 

В ходе одного из экспериментов они зашили веко на одном глазу котенка на время периода раннего развития, чтобы этот глаз не получал визуальной стимуляции. Когда они освободили глаз котенка от швов, то обнаружили, что те зрительные области на карте мозга, которые обрабатывают информацию, поступающую от закрытого глаза, не получили никакого развития, в результате чего животное осталось слепым на этот глаз на всю жизнь.

Прямые доказательства нам предоставляет магниторезонансная томография.

Рис.1. МРТ мозга трехлетних детей.

На Рис1. слева МРТ мозга ребенка, воспитанного в семье и получившего достаточную стимуляцию всех зон мозга, а справа – МРТ мозга ферального ребенка (ребенка– Маугли), не получившего достаточной стимуляции некоторых зон, которые вовсе не развились. Череп домашнего ребенка заполнен нервными клетками полностью, мозг ферального ребенка – частично, многих зон в нем не достает.

В третьем тысячелетии все дети должны иметь развитый мыслительный аппарат, поэтому начинать обучение необходимо как можно раньше – самое позднее — с полугодовалого возраста, иначе можно не успеть к трехлетнему возрасту достаточно простимулировать все участки мозга, которые будут принимать участие в сложных формах мышления.

Для того, чтобы мыслительный аппарат работал правильно и продуктивно, необходимо обеспечить его качественной и полной информацией об окружающем мире – базой знаний в чанковой форме.

Рис.2 Пример чанка

Чанк – это — комплексный образ явления, жестко связанный с названием (названиями) этого явления в звуковом и графическом виде. Название позволяет извлечь образ из собственной памяти, а образ позволяет подобрать необходимое слово, связанное с ним. По существу, мысль – это цепочка чанков.

Правильно и полноценно ввести чанки можно путем многократной демонстрации ребенку озвученных слайдов/открыток с фотографиями явлений окружающего мира (или сами явления), собранных в группы в соответствии с научной классификацией и моделей плоских и объемных геометрических фигур. Для этого необходима современная оргтехника – компьютер, проектор, 3Д-принтер и современные когнитивные технологии —   техника быстрого чтения, мнемотехника, техника быстрого набора текста.

База знаний должна быть дополнена полной информацией о некоторых представителях групп (классов, видов, отрядов) явлений с тем, чтобы ребенок имел представление об атрибутах каждого представителя группы. Тогда у ребенка будет сформирована сбалансированная, близкая к объективной картина мира.

Творческая деятельность предполагает способность человека генерировать принципиально новые идеи, а для этого необходимо развитое воображение.

Только развитый мыслительный аппарат, обеспеченный качественным интеллектом (полной базой знаний, сбалансированной картиной мира и развитым воображением), способен в полной мере освоить операторы диалектической логики и ее творческой части – теории решения изобретательских задач.

Сразу после освоения всех операторов ребенок должен закрепить их на практике – полевой, сельскохозяйственной, производственной, инженерной/медицинской/педагогической и т.д.

Таким образом, стратегический алгоритм обучения должен содержать четыре, последовательно выполняемых шага:

  1. Формирования мыслительного аппарата;
  2. Формирования интеллекта;
  3. Формирование диалектического (творческого) мышления;
  4. Закрепление творческих форм мышления на практике.

Эти четыре шага необходимо проделать как можно быстрее и качественнее, с тем, чтобы у ребенка осталось больше времени для реализации своего творческого потенциала.

Все вышеперечисленные действия должны доставлять удовольствие всем участникам учебного процесса – детям, учителям и родителям, каждое событие должно сопровождаться радостью и вдохновением, как и само творчество, иначе КПД учебного процесса резко падает.

Теперь мы можем ответить на вопрос о том, как учить детей в третьем тысячелетии.

В третьем тысячелетии надо учить детей:

  1. Своевременно (начиная в 6 месяцев и заканчивая в 13-14 лет закрепляющими практическими действиями).
  2. Стремительно (в максимальном индивидуальном темпе, не тормозя и не задерживаясь на вредных и не нужных единицах информации).
  3. Качественно (давая ребенку только то, что ему безусловно пригодится в его взрослой творческой жизни).
  4. Прицельно. (выполняя только те педагогические действия, которые обеспечивают решение стратегических задач обучения).
  5. Технично (используя самые современные виды оргтехники и когнитивные технологии).
  6. Алгоритмично (обеспечивая каждое мыслительное действие эффективной системой алгоритмов).
  7. Вдохновенно (получая удовольствие от учебного процесса).

 

Автор программы «Бакалибрики», специалист ТРИЗ 4 уровня Шарипов Р.Х.

Самара 2018 г.

 

Чему учить детей в 3ем тысячелетии

ЧЕМУ УЧИТЬ ДЕТЕЙ В ТРЕТЬЕМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ?

 

«Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения. Это во-1-х.

Во-2-х, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, «самодвижении» (как говорит иногда Гегель), изменении. По отношению к стакану это не сразу ясно, но и стакан не остается неизменным, а в особенности меняется назначение стакана, употребление его, связь его с окружающим миром.

В-3-х, вся человеческая практика должна войти в полное «определение» предмета и как критерий истины и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку.

В-4-х диалектическая логика учит, что «абстрактной истины нет, что истина всегда конкретна», как любил говорить вслед за Гегелем покойный Плеханов. […]

Я, разумеется, не исчерпал понятия диалектической логики. Но пока довольно и этого. Можно перейти от стакана к профсоюзам и к платформе Троцкого.

В.И. Ленин. ПСС, т.42, Стр. 289-290

То есть, к требованиям диалектической логики относятся:

  1. Всесторонность.
  2. Рассмотрение в развитии.
  3. Полнота.
  4. Истинность.
  5. Практическая направленность.
  6. Конкретность.

Для обеспечения истинности необходимо следовать законам формальной логики. Получается, что формальная логика не противостоит диалектической, а обеспечивает ее существование. То есть, законы формальной логики являются первичными по отношению к требованиям диалектической логики, поэтому, в процессе изучения диалектической логики мы будем строго следовать законам формальной логики:

  1. Закону тождества;
  2. Закону достаточного основания;
  3. Закону противоречия;
  4. Закону исключенного третьего.

В.И.Ленин утверждает, что невозможно достичь всесторонности рассмотрения, но все-же мы попытаемся сделать это. С этой целью рассмотрим атрибуты (неотъемлемые свойства) любого материального объекта, любого явления и постараемся охватить их все:

  1. Место в общей классификации всех явлений окружающего мира.
  2. Место в пространстве и времени.
  3. Внутреннее строение.
  4. Внешние изменения, которые способно производить это явление.
  5. Способы воздействия на это явление, способные его видоизменить нужным образом.
  6. Отличительные признаки, с помощью которых можно понять, что это именно то явление, которое мы рассматриваем, а не что-то другое.
  7. Числовые характеристики, явления.
  8. Условия, при которых это явление сохраняется и еще остается самим собой.
  9. Отношения, в которые это явление вступает с другими явлениями.
  10. Развитие единичного явления от его появления до исчезновения, распада.
  11. Развитие вида, частью которого является рассматриваемое явление.

Для того, чтобы при рассмотрении ничего не упустить, будем пользоваться мнемотехнической схемой, которую назовем «оператором всесторонности»:

Рис.1 Оператор всесторонности рассмотрения явления.

Теперь рассмотрим каждый из элементов оператора всесторонности отдельно.

  1. Любой объект является только частью какого-то множества (рода). Для того, чтобы понять, что из себя представляет объект рассмотрения, мы должны отнести его к этому роду, иначе, мы рискуем перепутать его с чем-то другим, носящем такое же название, но входящее в другое множество (род) и, тем самым, нарушить закон тождества.

В рамках одного множество можно перепутать объекты друг с другом, и опять же нарушить закон тождества, поэтому необходимо указать активный отличительный признак. В результате получаем определение понятия через род и видовое отличие.

Рис.2 Оператор родо-видового определения понятий.

Для учета всех элементов множества (рода) с целью обеспечения требования полноты рассмотрения, существуют такие инструменты, как морфологическая ось, морфологическая таблица, морфологическая матрица и куб (параллелепипед) Фрица Цвикки.

Рис.3 Куб Цвикки.

  1. Конкретное явление существует в конкретной точке пространства и в течение определенного времени, то есть, у него с необходимостью должны быть пространственные и временные координаты. Для определения положения в пространстве существуют системы координат – декартова, полярная, цилиндрическая, географическая, астрономическая.

Рис.4 Системы координат.

Для определения временной координаты существует так называемая «лента времени».

Рис.5 Лента времени.

  1. Структура определяется составными элементами и связями между ними. Для изучения структуры служит скользящий структурный оператор:

Рис.6 Скользящий структурный оператор.

и оператор полноты активной системы, предложенный Г.С.Альтшуллером:

Рис.7 Оператор полноты активной системы.

  1. Внешние изменения, которые производит явление описываются таким понятием, как «функция». Функция – это роль объекта в заданной системе отношений. Любое изменение имеет определенные причины и приводит к определенным последствиям. Наиболее полно и точно описать функции и функциональные связи позволяет диаграмма Исикавы Каору, так называемый, «рыбий скелет»:

Рис. 8 Диаграмма Исикавы Каору.

  1. Совокупности/последовательности целесообразных полезных действий называются технологиями (алгоритмамия, рецептами). Технологии осуществляются с помощью инструментов и более развитых технических систем. Некоторые технологии предполагают использование расходных материалов. Наиболее точная и полная технология мышления описывается оператором полного процесса проектирования (ППП):

Рис. 9 Оператор полного процесса проектирования (ППП).

  1. Признаки – это такие чувственно воспринимаемые сигналы, излучаемые /испускаемые явлением, которые выделяют его из окружающей среды и позволяют нам однозначно идентифицировать это явление с его названием. К ним относятся – контуры (форма), окрас (цвет), вкус, запах, температура, вес, фактура, гладкость/шероховатость/липкость, влажность, подвижность. Для идентификации человека служит его портрет – графический или словесный. Полнота словесного портрета обеспечивается применением специального оператора:

Рис.10 Признаковый оператор.

  1. Параметры (любые числовые характеристики явления) имеют свойства меняться как в филогенезе, так и в онтогенезе. Однако, наши представления о некоторых параметрах остаются неизменными. Для приведения в соответствие возможных изменений параметров явления с нашими представлениями о них служит оператор числовой оси, предложенный Г.С.Альтшуллером и, предложенный им же, оператор РВС (размеры, время, стоимость). Оператор числовой оси, предлагающий мысленно изменять именно эти параметры с тем, чтобы избавиться от навязчивых представлениях о них.

 

Рис.11 Оператор РВС.

  1. Условия существования. В разных местах планеты имеют место разные условия — среда, влажность, давление, температура. При одних условиях явления происходят, при других – нет. Поэтому, при описании явления необходимо учитывать и условия их существования. Для учета условий существования применяется условный оператор:

Рис. 12 Условный оператор.

  1. Любое явление вступает в отношения с объектами окружающей среды. Особый интерес представляют отношения активных систем. В силу всеобщности закона единства и борьбы противоположностей, каждый объект включен в какие-то виды борьбы и выстраивает свои отношения в соответствии с этим. Различают отношения нейтралитета, комплиментарные отношения и антагонистические отношения. Реляционный оператор позволяет учитывать наличие этих отношений:

Рис.13 Реляционный оператор.

Антагонистические отношения (конфликты) делятся на типы:

— «Хищник-жертва»

— «Пилот-препятствие»

— «Хозяин-паразит»

— «Дёготь-мёд»

— «Датчик-искомый объект».

Учесть все виды конфликтных отношений позволяет конфликтный оператор:

Рис.14 Конфликтный оператор.

  1. Онтогенез – это развитие отдельно взятой, конкретной особи от рождения/сборки до смерти/утилизации. Учитывать этапы индивидуального развития технической системы позволяет онтогенетический оператор.

Рис.15 Онтогенетический оператор.

  1. Филогенез – это история развития вида активных систем. История технической системы начинается с простого инструмента и заканчивается специализированным роботом. Этапы исторического развития технической системы учитывает филогенетический оператор.

Рис.16 Филогенетический оператор.

Вышеперечисленные операторы позволяют выполнить все требования диалектической логики и должны входить в программу правильного общего образования ребенка. Теперь мы можем ответить на вопрос – чему учить детей в третьем тысячелетии. Детей в третьем тысячелетии надо учить диалектической логике.

Наиболее близко к обучению диалектической логике подошла программа «Бакалибрики» и ТРИЗ-педагоги, работающие по этой программе. Однако, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) является всего лишь частью диалектической логики, поскольку вся она только частично входит в 3, 7, 8 и 9 пункты оператора всесторонности. Поэтому правильнее называть педагогов, работающих по программе «Бакалибрики» не ТРИЗ-педагогами а ДЛ-ТРИЗ-педагогами, то есть, педагогами, обучающими детей в первую очередь диалектической логике, а уж потом ТРИЗ, но уже во вторую очередь.

На очередном (четвертом) съезде ТРИЗ-педагогов, состоявшемся 26 августа 2018 года было принято решение о внесении поправок в оператор всесторонности (добавлен реляционный оператор и уточнен условный оператор), а также о переаттестации ТРИЗ-педагогов с целью приведения их квалификации в соответствие с требованиями диалектической логики.

 

Автор программы «Бакалибрики», специалист ТРИЗ 4 уровня Шарипов Р.Х.

Самара 2018 г.

Конкурс Юный химик Сентябрь 2018

23 сентября 2018го в 13:00(перенесено по просьбе организатора) в головном офисе центра «Бакалибрики» состоится конкурс: «Юный химик». Внимание!!! Материалы для изучения обновлены!!!

Требования к презентации:

Количество слайдов в презентации: от 7 до 12
Количество слов на слайде: не более 15
Наличие анимации — +5 баллов.
Наличие дизайна презентации — +2 баллов.
Изложение без опоры на запись текста — +10 баллов,

Языки:

ТРИЗунки:  Изложение на русском языке.

ТРИЗнечики: Озвученный доклад на русском языке, изложение английском языке (+ 5)

ТРИЗайки ТРИЗ-профи: Озвученные доклады на русском и английском языках (+ 5) изложение на немецком/французском языке (+ 5).

Темы докладов:

Соли лития — Учайкин Артем

Соли бериллия

Соли натрия — Шуберт Давыд

Соли магния

Соли алюминия

Соли калия

Соли кальция — Шалимов Иван

Соли скандия

Соли титана

Соли ванадия

Соли хрома

Соли марганца

Соли железа

Соли кобальта

Соли никеля

Доклад должен содержать обзор всех солей выбранного металла (чанки) и досье на одну из солей.

Обновленные материалы для изучения:

Карбонаты для изучения

Нитраты для изучения

Силикаты для изучения

Сульфаты для изучения

Фосфаты для изучения

Хлориды для изучения

Атомы от Лантана до Астата для изучения

Дополнительная информация в процессе подготовки.

Съезд ТРИЗ-педагогов

26го августа 2018го года в 18:00, в головном офисе института «Бакалибрики» состоится съезд ТРИЗ-педагогов.

Семинар-интенсив август 2018

С 23 по 26 августа включительно, в головном офисе центра «Бакалибрики» пройдет четырехдневный семинар-интенсив по подготовке ТРИЗ-педагогов первого уровня. Время проведения с 9:00 до 18:00. Есть четыре свободных места слушателей. Стоимость семинара 40 тыс. рублей с человека(100%ная предоплата).

Полевая практика август 2018

19 августа 2018го года в 10:00 в головном офисе центра «Бакалибрики» состоится сбор на полевую практику. При себе иметь запас пищи и воды на 1 день, снаряженную удочку и наживку. Форма одежды — походная.

Материалы для подготовки

Просьба записываться в группе вконтате, в комментариях, с указанием количества человек и предпочтительным способом добраться от места сбора до места проведения(Личный транспорт, общий автобус). Так как необходимо знать на сколько человек заказывать транспорт.

Полевая практика

15 июля 2018го года в 10:00 в головном офисе центра «Бакалибрики» состоится сбор на полевую практику. При себе иметь запас пищи и воды на 1 день. Форма одежды — походная.

Материалы для подготовки

Просьба записываться в группе вконтате, в комментариях, с указанием количества человек и предпочтительным способом добраться от места сбора до места проведения(Личный транспорт, общий автобус). Так как необходимо знать на сколько человек заказывать транспорт.

 

 

Педагогические заблуждения родителей.

Педагогические заблуждения родителей и их последствия.

  1. Заблуждение первое- «Не следует заниматься ранним развитием ребенка, в школе всему научат».

Опровержение №1:

Можно опоздать с развитием мыслительного аппарата, который у человека развивается только до 6 лет. То, что развиваются только те участки мозга, которые стимулируются, доказано в экспериментах Бориса Клоссовского, а то, что  в  6 лет развитие мыслительного аппарат заканчиваются  — неудачными попытками научить чему-либо детей-Маугли, пойманных в возрасте, превышающем шестилетний. Более того, даже развитые участки мозга атрофируются, не получая достаточной стимуляции. Например, если человек находится в полной темноте более полугода, то у него полностью и навсегда атрофируется зрительный нерв.

Опровержение №2

Можно опоздать с формированием базы знаний и картины мира, которая содержит около трех тысяч чанков (единиц информации, которые хранятся и используются как единое целое). В оперативной памяти человека умещается в среднем семь чанков. Для запоминания семи чанков их надо повторять ежедневно в течение недели (закон Эббингауза). Получается, что скорость построения картины мира – около семи чанков в неделю. В году 52 недели. На построение полной картины мира необходимо 428 недель — это около 8 лет. Если начать это делать в школе (в возрасте семи лет), то на построение картины мира остается всего 1 год. В результате, кругозор Вашего ребенка будет в 8 (или более) раз уже кругозора ребенка, начавшего выстраивать картину мира вовремя. Чем уже картина мира, тем ниже интеллект – основа эволюционной эффективности.

Опровержение №3.

В задачу школы не входит развитие интеллекта. Интеллект опирается на полную картину мира (широкий кругозор, энциклопедические знания), логику и развитое воображение. В школьной программе нет дисциплин «логика» и «развитие воображения». Так что, в школе Вашего ребенка научат не всему, что потребуется ему для того, чтобы комфортно себя чувствовать среди людей с развитым интеллектом, социализироваться с ними.

Последствия первого заблуждения.

Не получая достаточного стимулирования некоторые участки мозга не развиваются и мыслительный аппарат получается неполноценным. После шести лет, когда мозг уже перестает расти этот недостаток уже не восполнить. Если недоразвитой оказывается зона Вернике (речевая зона), то у ребенка будут проблемы с произношением и правописанием, иностранными языками и чтением. Если пострадала та часть мыслительного аппарата, которая отвечает за воображение, то ребенок не сможет воспользоваться мнемотехникой, позволяющей быстро запоминать большие массивы информации, поскольку все виды мнемотехники опираются на воображение (эйдетическое запоминание). Будут проблемы с географией, историей, литературой, математикой. В средних и старших классах придется нанимать армию репетиторов.

 

  

Заблуждение второе. Интеллект (ум) является врожденным свойством человека, он или есть у ребенка или его нет.

Опровержение №1

Интеллект измеряется с помощью тестов с использованием вопросов и задач (по Векслеру, по Айзенку и др.). Повторное измерение интеллекта показывает повышение результатов. То есть с каждым повтором теста интеллект растет. Это говорит о том, что интеллект можно приобрести в результате упражнений. Если бы интеллект был врожденным, то результат не зависел бы от количества пройденных тестов.

Опровержение №2.

У феральных детей (детей, воспитанных животными) не наблюдается высокого интеллекта. Они не могут ответить ни на один вопрос, не могут решить ни одной задачи, поскольку и говорить-то не умеют, они просто не понимают обращенную к ним речь. Если бы интеллект был врожденным свойством, то феральные люди имели бы разброс в уровне интеллекта. Но у них у всех одинаково низкий интеллект, на уровне животных, которые их воспитывали.

Опровержение №3

Интеллект складывается из базы знаний, картины мира (кругозора), логики и воображения. Расширять кругозор человек способен всю жизнь, логическое мышление легко приобретается в результате специальных упражнений и решения задач на смекалку, воображение тоже тренируется с помощью курса РТВ (развития творческого воображения). Естественно, для этого необходим развитый мыслительный аппарат. Но и он приобретается в результате своевременной ( до шести лет) стимуляции тех участков мозга, которые отвечают за выполнение высших психических функций – речи, памяти, внимания, воображения.

Последствия второго заблуждения.

Находясь в плену второго заблуждения, Вы не будете ничего предпринимать для организации раннего развития ребенка и тогда Вам не избежать последствий первого заблуждения. В результате упустите огромные возможности, которые открывает перед Вашим ребенком правильная образовательная стратегия: http://bakalibriki.ru/ru/образовательные-стратегии/

Эти упущенные возможности чреваты проблемами с успеваемостью и могут сказаться трагическим образом во время сдачи ЕГЭ или после него.

 

 

Заблуждение третье – «На ребенка нельзя оказывать давления, нельзя его наказывать, надо с ним договариваться».

Опровержение №1

Закон единства и борьбы противоположностей имеет всеобщий характер. Действует он и в рамках семейных отношений, поэтому воспитательный процесс следует рассматривать именно как борьбу противоположностей. Ребенок рождается животным, а наша задача сделать из него человека. При этом ребенок оказывает отчаянное сопротивление нашим педагогическим усилиям. Если Вы не оказываете на него давления, то он оказываете давление на вас. Это закон стратификации, доказанный в экспериментах Дидье Дезора. Средства психологического давления, находящиеся в распоряжении ребенка описаны в статье «Образовательные тактики. Часть 2.  Вертикаль власти» http://bakalibriki.ru/ru/образовательные-тактики-часть2-верти/

В нашем распоряжении – только метод изобарического давления, и контрприемы, описанные в статье «Алгоритмы воспитания»

http://bakalibriki.ru/ru/алгоритмы-воспитания/

Опровержение №2

Одним из эффективных видов оказания давления на ребенка являются легкие шлепки. Именно легкие шлепки, а не удары. Шлепок имеет особую ценность в воспитательном процессе – он быстро, лаконично и убедительно показывает ребенку чего не следует делать, направляет его поведение в безопасное русло. Кроме того, шлепок, наряду с обниманием, является профилактическим средством борьбы с госпитальным синдромом.  Вирджиния Сатир подсчитала, и дальнейшие исследования это подтвердили, что ребенка (да и взрослого человека) нужно обнимать 12 раз в день. Если ребенок в течение дня не получает этого минимума тактильных ощущений, вечером он начинает капризничать. Получив ударную дозу тактильных ощущений в виде серии шлепков и убедившись в том, что родители его помнят и любят, ребенок успокаивается, и удовлетворенно засыпает.

Опровержение №3

Если ребенка не наказывать за ошибки, он их начинает накапливать и развивать и, в конце концов, все его поведение превращается в непрерывную цепь ошибок. Не избавляя ребенка от ошибочных форм поведения, Вы подкладываете ему огромную свинью. Повзрослев, такой ребенок будет действовать себе и Вам во вред, если не погибнет в результате одной из допущенных ошибок и доживет до взрослого состояния.

Последствия третьего заблуждения.

Находясь в плену третьего заблуждения, Вы обрекаете себя на экстремальные психические нагрузки, которые могут привести к психическим расстройствам, психосоматическим изменениям.

Дело в том, что каждый человек одновременно участвует, по крайней мере, в четырех видах развития – в эволюции – развитии всего живого на Земле (как один из приматов), в филогенезе-развитии вида «человек разумный» (как самец/самка), в геногенезе – развитии поколения (как внук/внучка, сын/дочь, мать/отец, дедушка/бабушка и т.д) и в онтогенезе (как организм). Каждый вид развития представлен в психике человека в виде пакета потребностей. Когда пакет физиологических потребностей удовлетворен и организм успокоился, актуализируется пакет филогенетических потребностей в человеке пробуждается самец/самка и включаются филогенетические комплексы – Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек. Эдипов комплекс заставляет мальчика воевать со всеми самцами за всех самок, а девочек со всеми самками за всех самцов, в том числе и в первую очередь с родителями и учителями того пола, к которому сами принадлежат. Это сказывается крайне отрицательно на дисциплине и, как следствие, на учебном процессе. Информация, подобно воде, стекает сверху вниз – от начальника к подчиненному, а ученик/ученица чувствует себя царем Эдипом/царицей Электрой и поэтому не учится, а пытается учить родителя и/или педагога, или, по крайней мере, сорвать учебный процесс. Соответственно, КПД учебного процесса становится ниже, чем у паровоза. Если ничего не предпринимать, то, в конце концов, поведение ребенка приобретает уродливые формы и перегружает нервную систему родителей и учителей настолько, что у тех могут появиться реальные проблемы со здоровьем.

Заблуждение четвертое. Мать может одна, без помощи отца справиться с воспитанием детей.

Опровержение №1

Воспитание – это процесс привития детям правильных форм поведения, принятых в обществе. Если у мальчика гипертрофированный Эдипов комплекс, то он рассматривает мать как свою собственность и подчиняться ей не будет ни при каких обстоятельствах, чего бы это ему не стоило и вести он себя будет так, как ему диктует его инстинкт, а не так как принято в обществе и требует мать. Если у девочки гипертрофированные комплекс Электры, то мать она воспринимает как соперницу и будет вести себя так, чтобы как можно больше досадить матери, то есть, противоположным образом.

Опровержение №2

Подавление элементов не детского поведения у детей требует применения физической силы, которой у матери нет, и твердого, стойкого характера, которым не все женщины обладают. Все дети – очень хорошие психологи-практики и манипуляторы. Они прекрасно знают как вызвать у матери материнский инстинкт и с его помощью, блокировать все ее воспитательные действия и добиться выполнения своих самых фантастических желаний. Ребенок управляет матерью, а не наоборот.

Опровержение №3

Дисциплина в любой группе держится на страхе нарушить установленные правила. За исполнением правил у приматов следит альфа-самец. В результате эволюции в подсознании приматов закрепился страх именно перед альфа-самцом, поскольку особи, проявлявшие неуважение к альфа-самцу не выживали в сражениях с ним и не давали потомства. В семье роль альфа-самца выполняет отец, поэтому только он может установить правильную вертикаль власти. От матери ребенок ожидает только защиту, тепло и еду. Страха перед ней он не испытывает, поэтому в ее присутствии он не боится нарушать правила.

Последствия четвертого заблуждения.

Пытаясь самостоятельно воспитать сына, ограждая его от влияния отца, мать фактические культивирует в нем Эдипов комплекс. Не подавленный Эдипов комплекс в чистом виде имеет целью замещение отца. Это означает или удаление отца из семьи (развод, распад семьи) или его физическое уничтожение. Если хорошенько порыться в собственных воспоминаниях, то каждый из нас без труда припомнит и случаи развода родителей под давлением или по вине сыновей и случаи убийства сыновьями отцов. Вот только два примера:

  1. В Краснодарском крае 15-летний Ярослав Мельниченко ночью взял кувалду, прокрался в комнату отца и шесть раз ударил его по голове. Затем разбудил мать и сказал, что убьёт и её, если немедленно не получит клавиатуру, отнятую накануне отцом. По словам оперативников, Ярослав гордился содеянным. «Теперь я стал главным в доме», — говорил он.
  2. В воскресенье, 13 марта 2016 г., примерно в 15:00, в одной из квартир дома, расположенного в Кировском районе г. Самары 15-летний подросток из благополучной семьи нанес ножевые ранения своим родителям и младшей сестре в ходе ссоры на почве личных неприязненных отношений. Отец скончался на месте, мать и сестра госпитализированы.

Рекомендации:

Пересмотреть свои взгляды на педагогику, избавиться от заблуждений, взглянуть на отношения со своими детьми с позиций закона единства и борьбы противоположностей и филогенетических комплексов.

Сделать поправки в своем поведении в отношении детей. Может быть даже сменить работу на такую, которая позволила бы отцу уделять больше времени и сил воспитанию и обучению своих детей. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Шарипов Р. Х.

05.06.2018

 

Поздравляем Точилина Светлогора

Поздравляем Точилина Светлогора с отличным окончанием первого класса общеобразовательной школы, а также с блестящим освоением фрагмента «Тризнечики» программы «Бакалибрики».

Фотоотчет с конкурса посвященного 73-летию победы.

Бурганов Руслан — первое место

Плешаков Захар — второе место

Банин Кирилл — третье место

Куркина Маргарита — четвертое место

Шуберт Давыд — пятое место

Шалимов Иван — шестое место

Локтев Павел — шестое место

Поздравляем!

Поздравляем ТРИЗ-педагога Куркину Веронику Алексеевну занявшую II-место по карате как в поединках, так и в ката, не смотря на недавние травмы.

Семинар-интенсив, спеши записаться

Со 4го по 7е мая 2018 года включительно, в головном офисе центра «Бакалибрики» пройдет четырехдневный семинар-интенсив по подготовке ТРИЗ-педагогов и полномочных представителей регионов РФ. Начало занятий в 9.00. Есть два свободных места слушателей.

Конкурс к дню победы.

13 мая в 13.00 в помещении ЭДИТ «Бакалибрики» по адресу пр. Кирова 166 состоится  конкурс, посвященный 73 годовщине победы советского народа в Великой Отечественной войне.

1.Доклад об одном из конструкторов или полководцев Великой Отечественной Войны:

ТРЕБОВАНИЯ К ДОКЛАДУ:

ОФОРМЛЕНИЕ:

Количество слайдов в презентации: от 7 до 12
Количество слов на слайде: не более 15
Наличие анимации — +5 баллов.
Наличие дизайна презентации — +5 баллов.
Изложение без опоры на запись текста — +15 баллов,

Языки:

ТРИЗунки:  Изложение на русском языке.

ТРИЗнечики: Озвученный доклад на русском языке, изложение английском языке (+ 10)

ТРИЗайки ТРИЗ-профи: Озвученные доклады на русском и английском языках (+ 10) изложение на немецком/французском языке (+ 10).

Полководцы:

Жуков Георгий Константинович — Шалимов Иван

Василевский Александр Михайлович — Бурганов Руслан

Рокоссовский Константин Константинович — Локтев Павел

Конев Иван Степанович — Плешаков Захар

Ватутин Николай Федорович — Куркина Маргарита

Катуков Михаил Ефимович

Ротмистров Павел Алексеевич

Кравченко Андрей Григорьевич

Новиков Александр Александрович — Банин Кирилл

Кузнецов Николай Герасимович

2.ВИКТОРИНА

«ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

Материалы для подготовки:

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Краткая характеристика. Этапы

3.ПЕСНИ ВОЕННЫХ ЛЕТ

(ПОДГОТОВИТЬ ИСПОЛНЕНИЕ ЛЮБОЙ ПЕСНИ НА ВОЕННУЮ ТЕМУ)

Родина — группы «Любэ» — Шалимов Иван
ОБЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ: «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

 

4.КОНКУРСЫ, СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА И ПР.

Эвакуация из горящего здания.

Боевая подготовка.

Стрельба из винтовки, пистолета, лука.

Метание гранаты.

Экспресс подготовка к школе!!!

Для тех кто не успел, но не хочет опоздать.

Открыты экспресс курсы подготовки к школе. Помимо обычных «детсадовских» знаний у нас ребенок разовьет внимательность, память, воображение. Именно это требуется для наиболее успешного прохождение собеседования в первый класс школы. Спешите дать своему ребенку максимальное конкурентное преимущество для поступления в школу, а также наиболее твердую основу для успехов в учебе!!!

Адрес: г. Самара, Микрорайон Крутые ключи
Телефон: 8-927-713-52-43

С новым классом!!!

Поздравляем ТРИЗ-педагога, заведующую кафедрой медицины Куркину Веронику с успешным завершением очередного(Седьмого) класса общеобразовательной школы. С нетерпением ждем новых успехов в образовании и спорте!!!

 

Логопедические заблуждения и их последствия для российского менталитета.

Первое логопедическое заблуждение:

Общее недоразвитие речи (ОНР). Термин введен в употребление Левиной Р.Е. и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.) Это понятие и сейчас активно используется при формировании логопедических групп детей при детских садах.
Суть заблуждения в том, что само существование этого термина неправильно расставляет приоритеты. Оно запрягает телегу речи впереди лошади мышления, речевое развитие ставит выше интеллектуального развития.
На самом деле есть недоразвитие интеллекта (умственная отсталость) и, как следствие и признак – дефекты речи. По факту, человек сначала научается мыслить, и только после этого – говорить, и то, если есть с кем и о чем.
Российский сурдопедагог. Виктор Иванович Флери еще в 19 веке практически доказал, что глухота не лишает человека его умственных способностей и не служит препятствием для нравственного развития. То есть, человек вполне может обойтись без речи (без речевого развития). А вот без интеллекта обойтись не может. Ума нет – считай калека. Это подтверждает приоритет мышления над речью.
Это, первое логопедическое заблуждение, спровоцированное дружным коллективом НИИ дефектологии, приводит к тому, что целая армия логопедов, убежденных в том, что сначала надо развить речь и только потом – мышление, и пытающихся устранить у детей общее недоразвитие речи, фактически затормаживает их умственное развитие, и тем самым, задерживает и развитие речи. Получается парадоксальная ситуация – пытаясь развить речь логопеды задерживают развитие речи. И кого же следует за это поблагодарить? Коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии, не сумевший правильно расставить приоритеты.

Второе логопедическое заблуждение:

Тренировка пальцев развивает речь и мышление.
Это заблуждение основано на изречении В. А. Сухомлинского: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, от них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли!»

Первое опровержение мысли Сухомлинского:

На самом деле на кончиках пальцев находятся только рецепторы, воспринимающие боль, прикосновение, тепло, холод. И все. Но для построения чанка, минимальной единицы информации, которой оперирует мышление человека, нужен еще слуховой сигнал и зрительный образ. То есть, изречение Сухомлинского ошибочно. Ручейки творческой мысли идут от полной совокупности всех рецепторов.


«Без специального обучения слепоглухонемой ребёнок умственно не развивается, не приобретает элементарных навыков самообслуживания». https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D1%83%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B0

Второе опровержение ошибочной мысли Сухомлинского:

Ни́колас Джеймс (Ник) Ву́йчич австралийский мотивационный оратор, меценат, писатель и певец, рождённый с синдромом тетраамелии — редким наследственным заболеванием, приводящим к отсутствию всех четырёх конечностей.
У Ника Вуйчича никогда не было и нет кончиков пальцев. А речь, дарования и творческие мысли, без всякого сомнения, есть.

Третье опровержение ошибочного и очень опасного для развития интеллекта изречения Сухомлинского:

Пишет Константин Станиславский:
Вы не можете себе представить, каким злом для творческого процесса являются мышечная судорога и телесные зажимы. Когда они создаются в голосовом органе, люди с прекрасным от рождения звуком начинают сипеть, хрипеть или доходят до потери способности говорить. Когда зажим утверждается в ногах, актер ходит точно паралитик; когда зажим в руках – руки коченеют, превращаются в палки и поднимаются точно шлагбаумы. Такие же зажимы, со всеми их последствиями, бывают в спинном хребте, в шее, в плечах. Они в каждом случае по-своему уродуют артиста и мешают ему играть. Но хуже всего, когда зажим утверждается в лице и искривляет его, парализует или заставляет каменеть мимику. Тогда глаза выпучиваются, судорога мышц придает неприятное выражение лицу, не соответствующее тому чувству, какое переживает артист. Зажим может появиться в диафрагме и в других мышцах, участвующих в процессе дыхания, нарушить правильность этого процесса и вызвать одышку. Все эти условия не могут не отзываться вредно на переживании, на внешнем воплощении этого переживания и на общем самочувствии артиста.
Хотите убедиться, как физическое напряжение парализует всю нашу деятельность, активность, как напряжение мышц связывает психическую жизнь человека? Давайте проделаем опыт: вон там, на сцене, стоит рояль, попробуйте поднять его». Ученики с сильным физическим напряжением поочередно приподнимали угол тяжелого рояля. «Помножьте скорее, пока держите рояль, 37 на 9! – приказывал Торцов ученику, – Не можете? Ну так вспомните все магазины по нашей улице, начиная с угла переулка. И этого не можете? Ну пропойте каватину из «Фауста». Не выходит? Попробуйте ощутить вкус солянки с почками или вспомните ощущение при прикосновении к шелковому плюшу или запах гари».
Для того чтобы исполнить задания Торцова, ученик опустил угол рояля, который с великим напряжением держал на весу, и, передохнув на мгновение, вспомнил все вопросы, осознал их и стал поочередно на них отвечать, вызывая в себе те ощущения, какие от него требовались.
«Таким образом, – подвел итог Торцов, – чтобы ответить на мои вопросы, вам понадобилось опустить тяжелый рояль, ослабить мышцы и только после этого отдаться воспоминаниям.
https://www.psyoffice.ru/9/stank01/txt06.html

Четвертое опровержение изречения Сухомлинского:

Пишут О.А.Кузнецов и Л.Н.Хромов – авторы книги «Техника быстрого чтения»:

«При выстукивании рукой ритма речедвигательный канал восприятия оказывается занят этой работой и пройти по нему встречным нервным импульсам уже нельзя. Теперь представьте себе, что, продолжая движения рукой (выстукивая ритм) и порождая при этом помеху в речедвигательном канале, вы начинаете читать про себя текст. Зону Брока охватывает отрицательная индукция из-за помехи, и канал для прохождения управляющих импульсов на артикуляцию закрыт. В этом варианте читать можно только в том случае, если ваше чтение не сопровождается звучной артикуляцией. Как только произносится вслух читаемое слово, сразу же ритм сбивается. И наоборот, пока выстукивается ритм, проговаривать читаемое невозможно: зона Брока заперта, речедвигательный канал закрыт». https://studfiles.net/preview/5949646/page:17/

 

Этот эффект легко проверить на себе. Возьмите в руки карандаш и тыльной его стороной начните выстукивать этот ритм:

или любой другой. Теперь попытайтесь одновременно с выстукиванием ритма рассказать вслух любое, хорошо знакомое Вам стихотворение. Получится или рассказывать, или выстукивать. Одновременно эти действия выполнять не получается из-за того, что мелкая моторика ПОДАВЛЯЕТ речевую функцию, а не способствует ее развитию.

Любые мышечные напряжения снижают способность говорить и мыслить. В том числе и мелкая моторика рук.
Опираясь на ошибку Сухомлинского, современные логопеды выстраивают свои еще более ошибочные теории и строят ошибочные программы практической деятельности.

Вот типичный пример:

Пишет Смирнова Евгения Владимировна,
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №34 «Малыш»:
«В ходе физиологического изучения речи выявилось исключительное значение тонких движений пальцев рук для формирования функции речи. Связь кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значимой, что тренировку пальцев рук стали рассматривать как мощный физиологический стимул развития речи детей».

В результате любые логопедические занятия начинаются с пальчиковой гимнастики, развития мелкой моторики рук – с действий, совершенно бестолковых и бесполезных, как для развития мышления, так и для развития речи ребенка.
Для того чтобы развивать речь, необходимо побуждать ребенка говорить, а не заставлять его мять пластилин и массировать руки.
Как же вести себя родителю в такой непростой ситуации? Ответ прост – делать то, чего не доделывают (и не собираются доделывать) логопеды и воспитатели в детском саду и «развивающем центре» — развивать интеллект ребенка, то есть, расширять его кругозор (увеличивать базу знаний), обучать его логике и выполнять с ним упражнения на развитие воображения. Вот тогда усилия логопедов могут увенчаться успехом. Кроме того, требовать от логопедов выполнения их прямых обязанностей – исправлять дефекты речи, а не развивать мелкую моторику рук. Развитием мелкой моторики должны заниматься учителя труда и домоводства. Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.

Ректор экспериментального детского института творчества, сертифицированный специалист ТРИЗ 4 уровня Шарипов Р.Х.

День химика 2 — фотоотчет

Первое место среди ТРИЗаек: Плешаков Захар

Перовое место среди ТРИЗнечиков: Шалимов Ваня

Перовое место среди ТРИЗунков Куркина Маргарита

Второе место среди ТРИЗаек Бурганов Руслан

Второе место среди ТРИЗнечиков Потехин Володя

Второе место среди ТРИЗунков Банин Кирилл

Третье место среди ТРИЗнечков Колесникова Алена

Банин Кирилл делает доклад об Августе Кекуле.

Бурганов Руслан делает доклад о Джоне Дальтоне на французском языке

Колесникова Алена делает доклад об Александре Порфирьевиче Бородине на английском языке.

Куркина Маргарита делает доклад об Игоре Васильевиче Курчатове на английском языке

Плешаков Захар делает доклад об Александре Михайловиче Бутлерове на немецком языке

Потехин Володя делает доклад о Николае Николаевиче Семенове на английском языке

Шалимов Ваня делает доклад о Роберте Бойле

Шуберт Давыд делает доклад о Роберте Бунзене

Фотоотчет из Владивостока

Филиал института «Бакалбрики» во Владивостоке спешит поделится отчетом о продуктивной работе. Пожелаем им успехов в труде!!!

ет

Конкурс Юный Химик этап 2

18го февраля 2018 в 13:00 в головном офисе института «Бакалибрики» состоится конкурс «Юный Химик» этап 2.

Часть 1 — доклады:

ТРЕБОВАНИЯ К ДОКЛАДУ:

ОФОРМЛЕНИЕ:

Количество слайдов в презентации: от 7 до 12
Количество слов на слайде: не более 15
Наличие анимации — +5 баллов.
Наличие дизайна презентации — +5 баллов.
Изложение без опоры на запись текста — +15 баллов,

Языки:

ТРИЗунки:  Изложение на русском языке.

ТРИЗнечики: Озвученный доклад на русском языке, изложение английском языке (+ 10)

ТРИЗайки ТРИЗ-профи: Озвученные доклады на русском и английском языках (+ 10) изложение на немецком/французском языке (+ 10).

Темы докладов:

Бейльштейн Фёдор Фёдорович
Бойль Роберт — доклад готовит Иван Шалимов
Бунзен Роберт Вильгельм — доклад готовит Давыд Шуберт
Бородин Александр Порфирьевич — доклад готовит Алена Колесникова
Бутлеров Александр Михайлович — доклад готовит Захар Плешаков
Вёлер Фридрих
Воскресенский Александр Абрамович
Дальтон Джон
Кекуле Фридрих Август — доклад готовит Кирилл Банин
Лебедев Сергей Васильевич — доклад готовит Мария Поздняя
Марковников Владимир Васильевич
Семёнов Николай Николаевич — доклад готовит Владимир Потехин
Курчатов Игорь Васильевич — доклад готовит Маргарита Куркина
Несмиянов Александр Николаевич
Ломоносов Михаил Васильевич — доклад готовит Потап Турсуков

Часть 2  — конкурсы.

Материалы для подготовки
Атомы от меди до бария

Неорганические кислоты

Органические кислоты

И снова поздравляем!!!

Поздравляем Куркину Веронику занявшую 1ое место в регионе и 2е место по России по предмету: «Английский язык».

Поздравляем !!!

Поздравляем Куркину Веронику, завоевавшую две золотые медали в городских соревнованиях по каратэ — в разделе «кумитэ» и в разделе «ката» в возрастной группе 9-10 лет.

Новый год.

31 декабря 2017 года в 11.00 состоится утренник, посвященный празднованию Нового Года.

  1. Подготовить речь – поздравление российского народа с Новым годом.
  2. Изготовить оригинальный (такой которого ни у кого нет) карнавальный костюм для конкурса костюмов.
  3. Придумать и изготовить оригинальную елочную игрушку для конкурса игрушек.
  4. Придумать новое (съедобное) новогоднее блюдо для кулинарного конкурса.
  5. Подготовиться к викторине «Новогодние герои».

Материалы для подготовки:
Деды Морозы России
Деды Морозы Стран Мира 1
Деды Морозы Стран Мира 2
Спутницы Дедов Морозов