Учебно игровые наборы.

Теперь в нашем центре доступны к покупке наборы поверхностей и тел для игры и изучения. Стоимость набора 1000 рублей. В набор входят: 26 различных тел и поверхностей, пластиковый кейс для хранения, информационный лист с кратким описанием каждого тела или поверхности, а также кратким описание игр с ними. Цена отдельной фигуры 50 рублей.

Конкурс Юный Химик:

19 марта 2017 в 13:00 в головном офисе центра «Бакалибрики» Пройдет конкурс: Юный химик.

В программе конкурса:
1.  Подготовить  доклад о известнейших химиках, указанных ниже:

  1. Авогадро Амедео
  2. Байер Адольф
  3. Зелинский Николай Дмитриевич
  4. ВоскресенскийАлександр Абрамович
  5. Дальтон Джон
  6. Зинин Николай Николаевич
  7. Менделеев Дмитрий Иванович
  8. Нобель Альфред
  9. Арбузов Александр Ерминингельдович

Требования к докладу:
1. Доклад  должен быть на русском обязательно. Чтобы получить дополнительные  35 баллов нужно сделать презентацию на английском. Любой другой язык оценивается в 25 баллов. Презентации на иностранном(ых) языке(ах) должны быть озвучены!!! Отсутствие озвучивания: — 10 баллов
2. Размер презентации  7-10 слайдов. На каждом слайде: не более 10 слов .  За нарушение требований к оформлению: — 35 баллов.
3. Презентация должна смотреться ярко, привлекать внимание. За дизайн прибавляется 5 балла

2. Выучить первые 28 химических элементов из таблицы Д.И.Менделеева:
H, Li, Be, B, C, N, O, F, Na, Mg, Al, Si, P, S, Cl, K, Ca, Ti, Mn, Cu, Zn, Br, Ag, I, Au, Hg,Pb,Ni.

Озвученная. Атомы от водорода до никеля
Контроль 1 символ-слово
Контроль 2 слово- символ
Контроль 3 символ латинское название

3. Различать кислоты, соли, основания, оксиды.

Кислоты

Основания

Металлы и соли

Оксиды
4. Уметь различить йод, марганцовку, перекись водорода, ацетон, нашатырный спирт.

Поздравляем Куркину Веронику

Поздравляем, ТРИЗ-педагога I-го уровня Куркину Веронику, занявшую первые места(Получившую золотые медали) в турнире посвященном Дню Защитника Отечества. В дисциплинах: «Ката» и «Кумитэ»

 

Работа над ошибками.

Когда я пришел на завод и попытался применить свои знания, полученные в Университете, мне сказали: «Забудь, чему тебя учили в институте, не умничай, делай, что тебе говорят». И меня это не удивило, потому что я это уже слышал, когда поступил в Университет, где мне сказали: «Забудь все, чему тебя учили в школе, осваивай новые знания». Что-то подобное было и при поступлении в первый класс, где любое мое высказывание пресекалось презрительным – «это бабушкины сказки». То есть, обучение в школе никак не было связано с дошкольной жизнью, школьная жизнь никак не была связана со студенческой, а студенческая – с производственной и это не было следствием перездов, поскольку переездов  у меня не было. Не думаю, что ситуация с преемственностью образовательных программ детского сада, школы и вуза сильно изменилась к настоящему моменту. Это главная ошибка – разрыв образовательного процесса. Должна быть построена непрерывная образовательная система, которая сопровождала бы человека  от рождения до рабочего места, без повторов, разрывов и пустых трат времени. Программа «Бакалибрики» именно такая программа, но она еще не достроена до конца, сейчас мы на уровне 5 класса средней школы. Поэтому сейчас в фокусе нашего внимания учебники 5 класса. Начнем с биологии.
Логический анализ учебника биологии за 5 класс авторов А.А.Плешаков, Н.И.Сонин.
Ошибки построения курса:
1.    Часть 1. «Живой организм строение и изучение.
Ошибка №1:
Третьим пунктом идет раздел «Методы изучения природы». Стр. 17 — содержание текста не соответсвует заявленной теме. Методы – это раздел методологии, а не биологии.  Нарушение закона тождества.
Ошибка №2:
Четвертым пунктом идет раздел «Увеличительные приборы». Стр.23. Увеличительные приборы – это раздел приборостроения, а не биологии. Нарушение закона тождества.
Ошибка №3
Раздел 8 «Великие естествоиспытатели». Стр. 47. Биографии и достижения естествоиспытателей – это раздел темы «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ) или «Жизненные стратегии творческих личностей» (ЖСТЛ). Нарушение закона тождества.
Часть 2. Многообразие живых организмов.
Ошибка №4 Раздел 9. Как развивалась жизнь на Земле. Это из палеонтологии. Нарушение закона тождества.
Часть 4. Человек на Земле.
Вся часть целиком – это раздел, посвященный человеку. Изучением человека занимается Антропология.
Память человека устроена системно, логично. Нарушение логики затрудняют процесс вспоминания. Допустим ребенок отлично подготовился к экзамену по биологии и знает все ответы на все вопросы из биологии, а ему на экзамене попадается три вопроса – первый о строении микроскопа, второй — о жизни великого естествоиспытателя, третий из палеонтологии. Это верная двойка студенту, отлично знающему биологию.
В программе «Бакалибрики» все разложено по полочкам. Приборы изучаются в разделе «Приборостроение», биографии ученых и изобретателей в разделе «ЖСТЛ», история человечества – в разделе «Филогенез». Осталось только согласовать школьные требования с нашей программой. Для этого члены методического совета создают электронные учебники, содержащие полную информацию по изучаемой теме и навигаторы, по тем фрагментам, знание которых требуются в  учебнике.  Навигатор по любой теме содержит разделы:

  1. База знаний.
  2. Досье на элементы базы.
  3. Законы, эффекты, явления.
  4. Техническое обеспечение.
  5. Технологии.
  6. Гипотезы.
  7. Жизненные стратегии творческой личности.

Такие электронные учебники позволят быстро и эффективно готовиться к зачетам и экзаменам.  Предполагается, что на них будет спрос у детей, и подростков, занимающихся спортом и вынужденных пропускать занятия в школе/вузе из-за соревнований и гастролей, а также детям, по разным причинам желающим перейти на семейное обучение или экстернат.

Аутизм, которого нет

Сегодня, многие родители, замечая какие-либо странности в поведении детей, без промедления отводят их к психологу или врачу. В результате детям часто ставят различные неутешительные диагнозы. Один из наиболее распространённых диагнозов – аутизм. Такой диагноз вызывает шок у родителей, которые начинают судорожно искать выход из сложившегося положения, пичкают ребёнка медикаментами, относятся к нему как к больному.
Тем не менее, даже врачи и психологи сегодня признаются, что постановка диагноза «аутизм» не имеет чётких критериев. Как правило, характеристиками аутизма считаются: нарушение социального взаимодействия, нарушения речи, стереотипные поведенческие реакции («зацикленность», повторение одинаковых действий).
Существует мнение, что ребёнок с аутизмом никогда не направляет вовне свою энергию, его действия лишены социального смысла. Однако, почему иногда такие дети общаются, всё понимают, и преследуют конкретные цели своими действиями?
Между тем, опыт показывает, что аутизма здесь нет совсем. Подлинный аутизм характеризуется абсолютным непринятием либо искажением сигналов внешнего мира. Такое возможно только в случае серьёзных органических повреждений головного мозга, и встречается крайне редко.
Всё то, что мы наблюдаем в большинстве случаев – это псевдоаутизм, вызванный неподавленным Эдиповым комплексом (комплексом Электры), и, как следствием, нежеланием подчиняться кому-либо, особенно родителям.
Суть комплекса Эдипа или Электры – восприятие родителя противоположного пола как романтического партнёра, а своего пола – как соперника. Во многих исследованиях, именно этот комплекс является основой формирования личности. Мы рассматриваем этот комплекс как преграду на пути развития интеллекта. При неподавленном Эдиповом комплексе (комплексе Электры), происходит следующее: ребёнок не подчиняется родителю противоположного пола, поскольку считает его своей собственностью, мужем/женой и т.п., устанавливая таким образом, симбиотические отношения, взывая к родительским чувствам, и вызывая ответные комплексы Иокасты и Гризельды у родителей. Родителю противоположного пола ребёнок не подчиняется, поскольку находится с ним в антагонистичных отношениях, пытается подавить его, показав тем самым, собственное превосходство.
Итогом такого нарушения становится «иллюзия собственной исключительности». Не имея авторитета в ключевых для себя родительских фигурах, ребёнок начинает считать, что ему всё сходит с рук, и начинает воспринимать себя как центр, главенствующую фигуру. Главным отрицательным моментом «иллюзии собственной исключительности» является непринятие информации, отрицание всего, что подаётся внешним миром, за исключением того, что нравится. Подобному царю или царице, такой ребёнок стремится жить исключительно в удовольствие, болезненно и крайне негативно (а порой и симптоматично) реагируя на всякое напряжение. Не признавая авторитета в родителях, такой ребенок не признает авторитета и в педагогах, и, его обучение, впоследствии, будет затруднено. Ребёнок может поддерживать псевдоаутическое состояние сколь угодно долго, создавая впечатление глупого, агрессивного, ненормально, но, добиваясь своей истинной внутренней цели – быть в центре внимания и контролировать ситуацию и поведение окружающих. В результате, возможно, в студенческом возрасте он перестанет дурачиться, но его интеллект и адаптационные способности будут куда слабее, чем у окружающих. Следствием этого будет неудовлетворённость жизнью, психосоматические заболевания, потеря смысла жизни.
Врачи говорят, что аутизм не лечится, а лишь поддаётся коррекции. И они правы. Правы, в случае с подлинным, физиологически обусловленным, аутизмом. Псевдоаутизм вполне реально исправляется безо всякого медикаментозного вмешательства.
Первое, что необходимо сделать при псевдоаутизме – установить вертикаль власти. Правильная вертикаль власти базируется на авторитете отца, и исходит от него. Матери в этом смысле заменить отца невозможно – у неё другие функции и паттерны поведения, но она должна грамотно использовать образ сильной отцовской фигуры. Только отец может поставить ребёнка в подчинённое положение. В подчинённом положении ребёнок начинает воспринимать информацию от тех, кому он подчиняется, и, таким образом, начинает обучаться. Вертикаль власти формируется посредством чётко организованной дисциплины, когда нарушение обязательно приводит к отрицательному подкреплению (тайм-аут, лишение удовольствий), а правильное выполнение — к положительному (похвала, бонусы). Выстроенная и закреплённая вертикаль власти подавляет развитие комплексов Эдипа и Электры, создавая, тем самым, не только условия для успешного раннего развития, но и нейтрализуя множество семейных конфликтов, которые ребёнок с указанными комплексами вызывает, сталкивая родителей между собой Необходимо помнить, что вертикаль власти нужно установить в максимально раннем возрасте. Тогда время, которое родители тратят на уговоры и сопротивление ребёнка, можно потратить на его обучение и другие более полезные и приятные занятия.
Поэтому родителям, которые услышали диагноз «аутизм», не следует впадать в панику и поддаваться негативным эмоциям. И, главное, ни в коем случае, не давать ребёнку медикаментозные средства, которые направлены на подавление нервных клеток и активности мозга, формируя из ребёнка зависимого от лекарств зомби. Если вам кажется, что у Вашего ребёнка аутизм, специалисты центра раннего развития «Бакалибрики» окажут вам квалифицированную консультационную и практическую помощь, помогут выявить псевдоаутизм и избавиться от него без дорогостоящего лечения.
Ульянов Андрей Андреевич

Чему не учат учебники?

Школьные учебники, и написанные в них тексты, зачастую, воспринимаются родителями, учениками и учителями как абсолютная истина. Фраза «Рекомендовано Министерством Образования» служит своего рода сигналом к отключению критического восприятия написанного в таком издании.
Между тем, учебники сегодня полны противоречий, нарушений логики и таксономии. Следствием этого являются трудности усвоения материала учениками, отсутствие смысла обучения, непонимание его практической значимости. Рассмотрим некоторые из них на примере общеизвестного учебника биологии за 5 класс.

Первая часть называется «Живой организм: строение и изучение». В ней выделены главы:

  1. Что такое живой организм;
  2. Наука о живой природе;
  3. Методы изучения природы;
  4. Увеличительные приборы;
  5. Живые клетки;
  6. Химический состав клетки;
  7. Вещества и явления в окружающем мире;
  8. Великие естествоиспытатели.

Налицо нарушение логики и таксономии, которая не построена ни от «общего к частному», ни от «частного к общему», а также, наличие лишнего материала. Примером логичного построения является изложение основ биологии, начиная с клетки, и далее, по мере эволюционного развития, все живые организмы и растения. Попутно охватываются методы, которые сложно воспринимаются в отрыве от предмета изучения. Глава же «Увеличительные приборы» — не относится к предмету биологии и теме о живых организмах, это – область техники. «Химический состав клетки» — предмет органической химии, в биологии живой клетки нас интересует лишь её элементный состав. «Вещества и явления в окружающем мире» — тема из естествознания, общего курса физики. «Великие испытатели» — это глава о жизненных стратегиях творческой личности, истории науки, также не относящаяся к заявленному предмету. Что касается главы «Наука о живой природе» — это касается общей биологии и её методологии, но никак не живых организмов.
Таким образом, необходимым материалом по теме «Живой организм» являются лишь две главы: «Что такое живой организм» и «Живые клетки». При этом, существенно значимый материал о таксономии и описании живых организмов вынесен в другие главы. В результате, единый эволюционный процесс жизни на Земле воспринимается фрагментарно, без связи друг с другом. Путаница между грибами, растениями, животными, микроорганизмами, поскольку не выстроена чёткая логика описания.
Также существуют неверные определения, которые приводят к заблуждениям, и искажению картины мира. Например: «Развитие – это изменение в строении организма или его отдельных частей». Правильное понимание термина «развитие» связано с увеличением эволюционной эффективности системы. А изменением может быть рост опухоли, раны и т.п., которые лишь мешают эффективно развиваться.
Фраза «Жизнь – это движение. Это верно для всех живых организмов…» вводит в заблуждение, поскольку, ребёнок может начать воспринимать движущуюся технику как живые организмы, а растения, которые растут на одном месте – как неживые.
В ТРИЗ-2009 предложена логика описания всякого явления или предмета, путём составления досье. Такое досье включает:

  1. Определение — видовое сходство и родовое различие;
  2. Координаты – место, где данный объект можно наблюдать;
  3. Структуру – составные элементы;
  4. Функции – для чего служит, практическая значимость;
  5. Технологии – средства повышения эволюционной эффективности объекта;
  6. Признаки – свойства и качества, отличающие объект от других;
  7. Параметры – измеряемые характеристики объекта;
  8. Условия существования – необходимая среда для выживания;
  9. Онтогенез – развитие объекта на протяжении жизненного цикла;
  10. Филогенез – историческое развитие объекта.

Выстроенная подобным образом информация наиболее эффективно усваивается, что подтверждается детьми, обучающимися по программе «Бакалибрики».
Также, в рамках ТРИЗ-2009 введены критерии организации информации:

  1. Материалистичность; — соответствие требованиям диалектического материализма.
    Назначение: Отсеивание пустых понятий и не существующих атрибутов и связей между явлениями.
  2. Историчность — рассмотрения вопроса в развитии, а не в статике.
    Назначение: Устранение ложных причинно-следственных связей.
  3. Всесторонность — рассмотрение вопроса во всех взаимосвязях и зависимостях.
    Назначение: Устранение фигур умолчания, политических (экономических и др.) предпочтений и предвзятостей автора.
  4. Целесообразность —  соответствие цели развития ТРИЗ, а не других методов.
    Назначение: Устранение отклонений от линии развития ТРИЗ.
  5. Условия применения — определение круга задач (если это инструмент), определение вида систем (если это связь явлений).
    Назначение: Устранение ошибок использования.
  6. Новизна — отличие от уже существующего в мире.
    Назначение: Устранение топтания на месте, повторов и пересечений.
  7. Работоспособность — возможность и способность производить изменения.
    Назначение: Отсеивание неработоспособных инструментов.
  8. Результативность —  возможность и способность достигать заявленного результата.
    Назначение: Отбор лучших инструментов для использования на практике.

Внимательно просмотрев учебники, и сравнив изложенную в них информацию по приведенным критериям, здравомыслящие родители и учителя смогут отбраковать ненужную информацию, тем самым, повысив успеваемость своих детей и учеников.
Ульянов Андрей Андреевич

После 6 – поздно

Говоря об интеллекте, сегодня многие родители отождествляют его с «общей одарённостью». Поэтому, часто приходится слышать, что ребёнок умный или не очень «из-за наследственности», «случайно», или вследствие иных неконтролируемых факторов.
Однако, специалистами в области педагогики и раннего развития давно выявлена связь интеллекта с обучением человека в сензитивный период. Если в сензитивный период у ребенка отсутствует достаточная стимуляция зон головного мозга – они формируются с отклонениями от нормы, и скомпенсировать этот процесс в дальнейшем – невозможно. Примером могут служить так называемые «дети-маугли» — выросшие вдали от цивилизации, вскормленные зверями, не контактировавшие с другими людьми. У таких детей объём головного мозга оказался ниже, чем у обычных детей, они вели себя неадекватно, их движения и повадки больше напоминали звериные, они не умели говорить, и испытывали огромные трудности при вхождении с общество. Большинство детей-маугли в итоге умерли в относительно молодом или юном возрасте. Следовательно, интеллект не является врождённым образованием, он не дан человеку «автоматически», и требует развития и тренировки.
Мы выяснили, что развитие интеллекта происходит только в социальной среде. Общаясь с ребёнком, родители и педагоги «загружают» в мозг ребёнка информация, формируя нейронные связи в головном мозге, стимулируя его рост и активность. Однако, не всякая информация усваивается ребёнком. Часто можно увидеть нежелание детей учиться, да и просто как-либо взаимодействовать со взрослыми. В этом случае происходит блокировка входящей информации. Вопреки мнению о том, что всякая информация «всё равно будет подсознательно усвоена».
Мы принимаем информацию лишь от тех, кого считаем компетентными, авторитетными лицами. Информация проходит в сознание только сверху вниз по вертикали власти. Например, мы вряд ли прислушаемся к тому, что говорит оборванец на улице, но, внимательно выслушаем монолог президента.
В семье вертикаль власти строится по принципу: отец-мать-ребенок. Однако, неподавленный Эдипов комплекс (комплекс Электры), приводит к нарушению данной иерархии. Возникает «иллюзия собственной исключительности» — ребёнок ощущает себя на вершине вертикали власти, королём (или королевой), который не обязан никого слушать и никому подчиняться. Такой ребёнок игнорирует предъявляемые ему сигналы, и нередко получает от врачей диагноз «аутизм». При этом, никакого аутизма там нет, есть «псевдоаутизм», выраженный в нежелании подчиняться и любой ценой сохранить за собой лидирующую роль.
Эдипов комплекс и комплекс Электры являются врождёнными. Однако, родители по-разному реагируют на проявление подобных комплексов. Некоторые родители сохраняют жёсткую вертикаль власти, предъявляя детям чёткие посильные требования, а некоторые – сами подчиняются собственным детям, не нагружают их мозг, бояться им повредить, проявив власть и волю. Отсюда и кажущийся случайным разброс в показателях интеллекта – одни дети представляются «одарёнными», а другие «глупыми» именно из-за различия в вертикалях власти и требованиях к ребёнку в разных семьях.
Однако, здесь возникает вопрос о том, какие требования к ребёнку являются посильными, адекватными его возрасту. Подготовка интеллектуально развитого человека сравнима с подготовкой спортсмена – необходима система комплексных упражнений и регулярные тренировки. Лёгкие задачи не будут способствовать развитию, а чрезмерно сложные – создадут отрицательную мотивацию обучения. Программа «Бакалибрики» содержит набор требований, необходимый для разного возраста ребёнка, обеспечивающий максимальное развитие интеллекта. Это обеспечивается путем активного формирования структур правого и левого полушария головного мозга, а также, межполушарных связей.
Отвечая на вопрос: «Сколько у Вас осталось времени на развитие интеллекта Вашего ребенка», мы приведём простую формулу – «6 лет минус возраст ребёнка». Период от 0 до 6 лет – наиболее сензитивный, поскольку именно в возрасте формируется подавляющее большинство структур головного мозга. Участки, которые не были развиты в этот период, не будут более сформированы никогда. Исходя из этого, родителям следует своевременно позаботиться о развитии интеллекта ребёнка.

Ульянов Андрей Андреевич

Логика 1 Часть 1

Сравнительные загадки.

База знаний 1 часть 1

Тест на знание способов утолить жажду, необходимо выбрать фото подходящее к названному способу.

Воображение 1 Часть 1

Игра муха, двухходовки.