День плаката!!

29 октября в 14:00 в головном офисе института «Бакалибрики» состоится конкурс день плаката.

В программе конкурса:

СДЕЛАТЬ ДОКЛАД О ХУДОЖНИКЕ:

Ж. Шере
А. Тулуз-Лотрек
Т. Стейнлен
Э. Грассе
А. Муха
Г. Пехштейн
Д. Хартфилд
П. Пикассо
Л. Мендес
Т. Трепковской
Г. Клуцис
В. и Г. Стенберги
Т. Стейнлен
К. Кольвиц
Ж. Февр
Р. Береннь
М. Биро
Б. Уиц

ТРЕБОВАНИЯ К ДОКЛАДУ:
ОФОРМЛЕНИЕ:
Количество слайдов в презентации: от 7 до12
Количество слов на слайде: не более 15
Наличие анимации — +5 баллов.
Наличие дизайна презентации — +5 баллов.
Изложение без опоры на запись текста — +15 баллов,
ВЕРСИИ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ
для ТРИЗунков:  Изложение на русском языке.
для ТРИЗнечиков: :  озвученный доклад на русском языке, изложение английском языке (+ 10)
для ТРИЗаек и ТРИЗ-профи:  Озвученные доклады на русском и английском языках (+ 10) изложение на  немецком языке (+ 10).

ВИКТОРИНЫ:
1. Определить вид плаката.
2. Найти какой либо вид плаката по заданию (из 5-6 вариантов)

виды плаката

ВНИМАНИЕ!!! ВСЕ ПЛАКАТЫ, ВЫСТАВЛЯЕМЫЕ НА АУКЦИОН ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ФОРМАТ А1 ИЛИ А2, ПЛАКАТЫ МЕНЬШЕГО ФОРМАТА К АУКЦИОНУ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ!!!

ДОМАШНИЕ ЗАГОТОВКИ:
для ТРИЗунков:
1. Плакат, рекламирующий (на выбор)
а) учебно-игровые наборы объемных и плоских фигур
б)волшебные прописи
2. Плакат пропагандирующий здоровый образ жизни.
3. Плакат по теме выбора профессий: «Кем хочу стать.
4. Плакат на свободную тему.

для ТРИЗнечиков и ТРИЗаек:
1. Плакат, рекламирующий (на выбор)
а) учебно-игровые наборы объемных и плоских фигур
б) волшебные прописи
2. Плакат по теме выбора профессий: «Кем хочу стать.
3. Плакат, пропагандирующий аксиоматику и основные постулаты ТРИЗ.
4. Плакат на свободную тему.

ВЫСТАВКА И АУКЦИОН

Образовательные стратегии. Часть 3.

Аксиоматика, или чему и как учить детей в 21 веке.

Содержание образовательной системы определяется аксиоматикой, на которую она опирается. Существует три вида аксиоматики – материалистическая, объективно идеалистическая и субъективно идеалистическая. Три вида аксиоматики порождают три вида образовательных систем – научную, религиозную и сектантскую. Примером научной образовательной системы может служить советская образовательная система, опиравшаяся на диалектический материализм. Примером религиозной образовательной системы может служить российское дореволюционное образование. Сектантское образование формируется в тоталитарных сектах. Как правило содержание такого образования является винегретом из осколков религиозного и материалистического образования с перекосом в сторону той дисциплины с которой хорошо знаком руководитель секты. Примером сектантской образовательной системы может служить система взглядов Сергея Торопа (Виссариона), руководителя секты Виссарионистов.

XXI век – время ускорения научно-технического прогресса, кадровым обеспечением которого должна заниматься образовательная система. Для этой цели, из трех перечисленных годится только материалистическая, поскольку только она приводит к достижению практических результатов. Остальные две начинаются с разговоров и молитв и ими же заканчиваются. Отсюда вывод: В XXI веке надо учить детей наукам, методам развития технических систем и диалектическому материализму, на который эти науки и эта техника опирается.

Учить наукам и методам следует с использованием этих самых наук и этих самых методов.

Наука биология требует, чтобы учебный процесс происходил тогда, когда дети хотят и могут учиться. Этот период называется сенситивным. У человека он начинается с рождения и заканчивается в возрасте 6-7 лет. Значит, все науки должны быть переведены понятную ребенку форму, удобную для запоминания и уложены в стройную систему. Для этого подойдут электронные презентации, которые советует использовать наука информатика. В презентации можно легко вносить изменения, их можно передавать на большие расстояния, их удобно хранить и транслировать учащимся.

Наука психология (закон Эббинсгауза) требует ежедневного повторения пройденного материала в течение недели с тем, чтобы сохранить эту информацию на всю жизнь. Нет смысла хранить всю жизнь ложную или не качественную информацию. Наука логика поможет отличить истинную информацию от ложной, а наука философия поможет отличить качественную информацию от некачественной и расставить приоритеты среди единиц качественной информации.

Науки нужны не сами по себе, а они нужны для практического применения в первую очередь в научно-техническом творчестве, в инновационной деятельности. Изобретать можно методом проб и ошибок, но это расточительно, долго и не эффективно. Можно использовать эвристические методы — мозговые атаки, метод фокальных объектов, морфологический анализ и т.п., но они пригодны только для поиска новых полезных моделей, промышленных образцов и создания товарных знаков. По-настоящему изобретательские задачи решает только ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Изобретательские задачи возникают только в процессе проектирования, поэтому следует обучать детей методам полного процесса проектирования (ППП). Это позволит им, при желании, начать собственное дело, и с успехом завершать собственные проекты или подключиться к любому чужому проекту на любой его стадии и быть успешными в этой деятельности.

Итак, отвечая на первый вопрос, звучащий в заголовке статьи, можно с уверенностью сказать, что в XXI веке учить детей надо наукам, методам полного процесса проектирования, в том числе и в первую очередь алгоритмическим методам поиска новых технических решений (изобретений).

На второй вопрос ответ будет такой – учить детей надо максимально быстро, с использованием самых последних достижений науки психологии и самых современных информационных технологий, не убивая драгоценное время сенситивного периода на изучение и запоминание бесполезных и даже вредных для процесса мышления идеалистических пустышек.

Шарипов Р.Х.                                                                                 Самара. Октябрь 2017 г.

Конкурс «Самароведение»

12 ноября 2017го в головном офисе института «Бакалибрики»

1.Доклад об одном из Самарских градоначальников

Воеводы (15861781)

Фамилия, Имя Отчество Годы жизни Должность Период руководства
Засекин, Григорий Осипович — Доклад делает  Шалимов Иван 1540/50[1] — не ранее 1597 Воевода 1586 — 1587
Овцын, Григорий Семёнович (?) — 1603(1604) Воевода 1590
1595
Щербатый, Савва Дмитриевич (?) — 1607 Воевода 1599 — 1601
Пожарский-Лопата, Дмитрий Петрович (?) — 1641 Воевода 1614
Туренин-Жар, Василий Иванович (?) — 1634 Воевода 1614
Белосельский, Михаил Васильевич (?) — 1634 Воевода 1614 — 1616
Огарёв-Нелюб, Фома Васильевич Воевода 1617 — 1618
Кокарев, Григорий Воевода (?)
Погожев, Дементий Семёнович Воевода 1623 — 1624
Племянников, Фёдор Тимофеевич Воевода 1639
Загряжский, П. Воевода (?)
Плещеев, Лев Афанасьевич (?) — 1645 Воевода 1643 — 1644
Горчаков, Василий Дмитриевич Воевода 1644 — 1647
Овцын, Савва Тимофеевич Воевода 1650 — 1651
Бабичев, Пётр Иванович Воевода 1653 — 1655
Мясоедов, Андрей Воевода (?) — 12.1658
Давыдов, С. С. Воевода 23.12.1658 —
Языков, И. Н. Воевода 10.01.1664 — (?)
Щербатов, А. Воевода (?)
Алфимов, Иван Михайлович (?) — 08.1670 Воевода 1667 — 08.1670[2]
Самоуправление жителей во главе с И. Говорухиным и М. Нелосным 08.1670 — 29.06.1671
Эверлаков, Василий Яковлевич Воевода 20.09.1671 — 24.06.1672
Фон Висинов, Афанасий Денисович (Фонвизин) Воевода 1672 — 1674
Самарин, Андрей Никитич Воевода 24.05.1675 — 1676
Шель, Александр Воевода 1676 — 1678
Нестеров, Семён Михайлович (?) — 1682 Воевода 1681 — 1682
Нестеров, Иван Семёнович Воевода 1682
Пущин, Кирилл Панкратьевич Воевода 1682 — 1684
Ржевский, Алексей Иванович (?) — 11.04.1704 Воевода 1689 — 1690
Макшеев, И. П. Воевода 15.04.1700 — (?)
Кушников, Алексей Иванович около 1681 — до 1738 Воевода 08.09.1728 — 1731

Городничие (17811851)

Фамилия, Имя Отчество Годы жизни Должность Период руководства
Второв, Иван Алексеевич 07.06.1772 — 14.02.1844 Городничий 1812 — 1813
Разумов, Е. И. Городничий 1813
Второв, Иван Алексеевич 07.06.1772 — 14.02.1844 Городничий 1813 — 1815
Неизвестно Городничий 08.07.1814 — 02.10.1815
Второв, Иван Алексеевич 07.06.1772 — 14.02.1844 Городничий 03.10.1815 — 13.12.1815
Хирьянов, Николай Дмитриевич Городничий 14.12.1815 — 1816
Соколовский, Иван Иванович (?) — 11(25).02.1830 Городничий 04(18).05.1821 — 11(25).02.1830[3]
Здвиженский Городничий (?)
Сеченов Городничий (?)
Синягин, Пётр Семёнович (?) — 1847 Городничий 1829(?) — 1831(?)
Синягин, Пётр Семёнович (?) — 1847 Городничий 1835 — 1837
Синягин, Пётр Семёнович (?) — 1847 Городничий 1844
Шихобалов, Емельян Николаевич[4] (достоверно неизвестно) (?) — 07.10.1888 Городничий 1845(?) — 1850(?)
Емельянов И. Городничий (?)
Тепляков, Василий Ильич 1792/93 — 18.12.1855 Городничий 1850 — 1853
Плотников, Фёдор Семёнович 1796/97 — (?) Городничий 1854 — (?)
Гладков, Михаил Иванович 1816/17 — 1874 Городничий 19.11.1862 — 1864

Городские головы (18711918)

Фамилия, Имя Отчество Период руководства Примечание
Буреев, Василий Ефимович 03.02.1871 — 05.1873
Назаров, Михаил Иванович 25.07.1873 — 23.08.1874 Избран на оставшийся от Буреева срок. 23 августа 1874 года на заседании городской думы ему был высказан упрек в том, что при переговорах с комитетом Оренбургской железной дороги на тему уступок ей городской земли он отстаивал её интересы, а не городские. Назаров тут же заявил о своем немедленном уходе раньше срока.
Фон Эссен, Николай Иванович 09.1874 — 12.02.1875 Избран на оставшийся от Назарова срок, но не был переизбран на пост головы на выборах 19 декабря 1874 года, хотя занимал пост до 12 февраля 1875 года.
Кожевников, Ефим Тимофеевич 03.02.1875 — 1881 Избран на заседании городской думы 11 февраля 1875 года с 3 февраля 1875 года. Занимал пост два срока.
Субботин, Пётр Семёнович 23.03.1883 — 11.12.1884
Алабин, Пётр Владимирович — доклад готовит Куркина Маргарита 18.12.1884 — 08.03.1891
Неклютин, Николай Гаврилович — доклад делает Потехин Владимир 08.02.1891 — 1896 По итогам работы был переизбран на второй срок, но покинул пост «по семейным обстоятельствам».
Арапов, Пётр Александрович 26.09.1897 — 04.1900 Находился под давлением «троицкой партии», существовавшей в городской думе, в результате чего снял с себя цепь городского головы, уйдя таким образом в отставку, на заседании думы в апреле 1900 года.
Неклютин, Николай Гаврилович 29.10.1901 — 05.1904
Постников, Сергей Несторович 26.11.1905 — 1907
Мясников Дмитрий Кузьмич[5] 13.04.1907— .03.1910 Годы жизни 1849—1921. В 1910 году вопрос о продолжении карьеры Дмитрия Кузьмича на посту городского головы встал ребром. Гласные городской думы, избиравшие по закону самарского градоначальника, в ноябре 1909 года сделали выбор в пользу Михаила Дмитриевича Челышева (Челышова), который выступил с позитивной предвыборной программой «Свет, гласность и контроль» и официально вступил в должность в марте 1910 года.
Челышев, Михаил Дмитриевич — доклад готовит Изюмова Маргарита .03.1910 — 1912 Одержал победу на выборах у Постникова (5 голосов «за») и Мясникова (8 голосов «за») с 33 голосами «за». Совмещал должность городского головы с членством в Государственной думе. Пытаясь расширить свои права за счет городской думы, вошёл в конфликт с большинством гласных и в 1912 году оставил пост. Исполняющим обязанности городского головы в 1911—1914 годах значится гласный В. П. Ушаков
Пермяков, Сергей Ефремович — Доклад делает Захар Плешаков 1914 — 23.12.1916 Из-за скрытой деятельности последователей Челышева в городской думе был рассмотрен вопрос о доверии Пермякову. Несмотря на подтверждение доверия, 24 ноября 1916 года он подал прошение об отставке и до получения из Москвы подтверждения находился в отпуске без сохранения содержания.
Смирнов, А. М. (?) — 18.01.1918

Руководители (с 1918 по 1992)

Фамилия, Имя Отчество Годы жизни Должность Период руководства
Город под управлением Комитета членов Учредительного собрания 08.06.1918 — 07.10.1918
Куйбышев, Валериан Владимирович 25.05(06.06).1888 — 25.01.1935 Председатель Городского Исполкома 19.11.1920 — (?)
Клюев, Павел Николаевич 14.01.1891 — 11.05.1938 Председатель Городского Исполкома (?) — 23.10.1937
Бабин, Михаил Фёдорович 14.11.1905 — 24.04.1943 Председатель Городского Исполкома 01.1940 — 04.1941
Пылев, Михаил Александрович (?) Председатель Городского Исполкома 04.1941 — 09.1942
Волков, П. П. (?) Председатель Городского Исполкома 09.1942 — 03.1943
Коновалов, А. Г. (?) Председатель Городского Исполкома 03.1943 — 05.1944
Васильев, К. П. (?) Председатель Городского Исполкома 05.1944 — 09.1945 (?)
Сурин, Пётр Васильевич 1906 — 3.11.1983 Председатель Городского Исполкома 04.1946 — 12.1951 (?)
Смирнов, Владимир Иванович 1908 — (?) Председатель Городского Исполкома 12.1951 — 1959
Ковалёв, Олег Ильич 11.08.1915 — 22.03.1993 Председатель Исполкома городского СДТ 1961 — (?)
Росовский, Алексей Андреевич 06.04.1923 — 06.07.2009 Председатель Исполкома городского Совета народных депутатов 11.1964 — 05.1982
Золотарёв, Владимир Иванович род. 03.03.1936 Председатель Исполкома городского Совета народных депутатов 06.1982 — .12.1984
Задыхин, Геннадий Васильевич род. 13.06.1940 Председатель Исполкома городского Совета народных депутатов .12.1984 — 1988
Родионов, Алексей Иванович род. 09.08.1940 Председатель Исполкома городского Совета народных депутатов 15.12.1988 — .11.1990
Титов, Константин Алексеевич род. 30.10.1944 Председатель Исполкома городского Совета народных депутатов 12.1990 — 31.08.1991
Фамилия, Имя Отчество Годы жизни Должность Период руководства
Теплов, Николай Павлович 1887-1942 14.10.1917 — 05.1918
Масленников Александр Александрович 10.07.1890 — 18.04.1919 Председатель Городского Совета 05.1918 — 8.06.1918
Город под управлением Комитета членов Учредительного собрания 08.06.1918 — 07.10.1918
Теплов, Николай Павлович 1887-1942 Председатель Городского Совета 14.10.1918 — 13.11.1918
Куйбышев, Валериан Владимирович 25.05(06.06).1888 — 25.01.1935 Председатель Городского Совета 15.11.1918 — 04.1919 (?)
Постышев, Павел Петрович 06(18).09.1887 — 26.02.1939 Первый Секретарь городского комитета ВКП(б) 1937 — 1938
Заикин, Валерий (?) Первый Секретарь городского комитета ВКП(б) (?)
Жаворонков, Василий Гаврилович 28.01(10.02).1906 — 09.06.1987 Первый Секретарь городского комитета ВКП(б) 11.1943 — 04.1946
Пузанов, Александр Михайлович 12(25).10.1906 — 01.03.1998 Первый Секретарь городского комитета ВКП(б) 1946 — 1950
Банников, Николай Васильевич (секретарь) 10.05.1914 — 10.12.2004 Первый Секретарь городского комитета КПСС 1955 — 1959
Ветлицкий, Вячеслав Фёдорович 15.02.1915 — 05.01.1992 Первый Секретарь городского комитета КПСС 1961 — (?)
Калинин, Алексей Иванович (?) Первый Секретарь городского комитета КПСС (?) — 1966
Апарин, Николай Кузьмич — Доклад готовит Колесникова Алена (?) Первый Секретарь городского комитета КПСС 1966 — (?)
Дробышев, Борис Фёдорович (?) Первый Секретарь городского комитета КПСС 1976 — (?)
Золотарёв, Владимир Иванович род. 1936 Первый Секретарь городского комитета КПСС 12.1984 — 11.1991

Глава городского округа Самара

Имя Портрет Начало правления Окончание правления Примечания
1 Олег Николаевич Сысуев Silver - replace this image male.svg 11 января 1992 1 апреля 1997 Назначен главой администрации города Самары Указом Президента РФ. 5 июня 1994 года победил в первом туре выборов мэра Самары, набрав 72,89 % голосов. Освобожден от должности мэра из-за назначения заместителем председателя Правительства РФ по социальным вопросам.
Лумпов Владимир Ильич Silver - replace this image male.svg 1 апреля 1997 15 августа 1997 Временно исполняющий обязанности главы городского округа Самара
2 Лиманский Георгий Сергеевич Лиманский Георгий Сергеевич (1).JPG 15 августа 1997 23 октября 2006
3 Тархов Виктор Александрович Тархов Виктор Александрович (1).jpg 23 октября 2006 11 октября 2010 всенародно избран на Выборах главы городского округа Самара 2006 года.
4 Азаров Дмитрий Игоревич — дклад готовит Анастасия Швец Dmitry Azarov.jpg 15 октября 2010 9 октября 2014 Досрочно сложил полномочия в связи с получением должности сенатора Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации.
Карпушкин Александр Викторович Silver - replace this image male.svg 11 октября 2014 24 ноября 2014 Временно исполняющий обязанности главы городского округа Самара
5 Фетисов Александр Борисович Фетисов Александр Борисович.jpg 24 ноября 2014 13 октября 2015 Согласно новой редакции Устава г. о. Самара перешел в статус председателя думы г. о. Самара — главы г. о. Самара.
6 Фурсов Олег Борисович 13 октября 2015 Избран депутатами Городской думы[6]
7 Мерку́шкин Никола́й Ива́нович — доклад делает Рящиков Владислав 12 мая 2012 — 25 сентября 2017

ТРЕБОВАНИЯ К ДОКЛАДУ:
ОФОРМЛЕНИЕ:
Количество слайдов в презентации: от 7 до12
Количество слов на слайде: не более 15
Наличие анимации — +5 баллов.
Наличие дизайна презентации — +5 баллов.
Изложение без опоры на запись текста — +15 баллов,
ВЕРСИИ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ
для ТРИЗничков:  Изложение на русском языке.
для ТРИЗунков:  озвученный доклад на русском языке, изложение английском языке (+ 10)
для ТРИЗнечиков: :  озвученный доклад на русском языке, изложение английском языке (+ 10)
для ТРИЗаек и ТРИЗ-профи:  Озвученные доклады на русском и английском языках (+ 10) изложение на  немецком языке (+ 10).

2.Снять сюжет об одной из Самарских достопримечательностей

Продолжительность 2-5 минут.

3.Викторина «Любимая Самара»

Быть готовым отвечать на вопросы.

Достопримечательности Самары ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Достопримечательности Самары Картина- текст

Для старших

Новый факультет

Открыт факультет института «Бакалибрики» на базе центра «Знаюшка»: Самара, улица Губанова, 17А. Декан факультета Ульянов Андрей Андреевич 8-927-747-58-41. Занятия на факультете проводятся в полном соответствии со стандартами самарского варианта ТРИЗ педагогики.

Исполнительный директор А ЦИИО «ТРИЗ-Самара», автор программы «Бакалибрики» Шарипов Р.Х

Благодарность от компании VIAN

Компания VIAN выразила благодарность, за консультацию в развитии бизнеса и помощь с организацией инновационного производства, институту инновационного образования «Бакалибрики». Пожелаем же им успехов в производстве, роста продаж и никогда не останавливаться в развитии.

Образовательные стратегии. Часть 2. Система мотиваций.

Часто приходится слышать жалобы родителей на детей, не желающих ничего делать.  Эта болезнь называется «демотивация». Для борьбы с этой болезнью необходимо знать, как выглядит здоровая, правильная мотивация, какие факторы разрушают эту систему и как правильно мотивировать ребенка.

Правильная, устойчивая мотивация должна представлять из себя систему – целесообразную совокупность функционально связанных элементов, похожую по структуре на диаграмму Исикавы Каору:

Фундамент мотивации – целеполагание. В вершине системы целей должна находиться стратегическая Достойная цель, которая является результатом достижения нескольких вспомогательных, тактических целей, каждая из которых является результатом достижения нескольких оперативных целей. Оперативные цели достигаются путем решения оперативных задач.

Таким образом, ключевым элементом системы мотиваций является Достойная цель. Достойная цель человека должна быть направлена на наращивание эволюционной эффективности человечества, все остальные цели не тянут на звание Достойной. То есть, главное в Достойной цели – это мировой масштаб.

Эволюционная активность складывается из активности (возможности и способности производить внешние изменения), защищенности (возможности и способности предотвращать внешние изменения), гармонии (бесконфликтности) и идеальности (беззатратности). Поэтому, достойная цель должна быть направлена на получение определенных достижений в одном или нескольких из этих четырех направлений.

Выбор направления ребенок должен сделать сам и как можно раньше. Для этого ему надо иметь перед глазами как можно более полную базу знаний и как можно более объективную картину мира.

При выборе Достойной цели следует руководствоваться методами целеполагания, например, методом Наполеона (Требуй невозможного- получишь максимум), методом Королева. (ракета под водой – абсурд, но именно поэтому я этим займусь), методом Бартини (Красные самолеты будут летать лучше черных).

После выбора Достойной цели необходимо определить необходимые и достаточные условия ее достижения. Каждое из этих условий и будет являться тактической целью, а каждое из условий достижения тактической цели будет являться оперативной целью.

Например, стратегической Достойной целью Игоря Сикорского было создание вертолета.  Для достижения этой цели он закончил в Киевский политехнический институт, где с 1905 года существовала «Воздухоплавательная секция» механического кружка. А для того, чтобы поступить в институт он учился в петербургском Морском училище. В 1908 году построил свой первый вертолёт грузоподъёмностью 9 пудов, который был представлен на воздухоплавательной выставке в Киеве.

Система мотиваций Сикорского:

ДЦ: Создание вертолета.

Тактические цели:

Изучение дисциплин Киевского политехнического института + воздухоплавательный кружок.

Оперативные цели:

Изучение дисциплин петербургского Морского училища.

Результаты системы мотиваций Сикорского:

S-6 – трехместный самолет – 1912

S-21 Русский Витязь четырехдвигательный биплан – 1913

S-22 Илья Муромец четырехдвигательный биплан – 1913

S-29 двухдвигательный биплан — 1924

S-42 Clipper – летающая лодка – 1934

VS-300 экспериментальный прототип вертолета – 1939

VS-44 Excambian летающая лодка – 1942

R-4 первый в мире серийный вертолет – 1942

 

На вертолётах Игоря Сикорского были впервые совершены перелёты через Атлантический (S-61; 1967) и Тихий (S-65; 1970) океаны (с дозаправкой в воздухе)

Достойная цель достигнута на 100%

Систему мотиваций ребенку должны построить родители. И чем раньше, тем лучше. Первый свой геликоптер с резиновым двигателем Сикорский смастерил в возрасте 12 лет. Но затея возникла гораздо раньше, когда его мама, Мария Стефановна Сикорская, познакомила сына с творчеством Леонардо да Винчи и заразила его идеей создания вертолета.

А вот выдержка из книги Натальи Бехтеревой «Магия мозга и лабиринты жизни»:

«За руку с мамой на прогулку. «Вырасту – пойду в техникум». – «Никакой не техникум, а институт, тебе – институт. Видишь, как тебе все легко дается? Вот и пойдешь в институт. И будешь ученым». И пошла, через детский дом, через блокадную снежную зиму. Шла каждый день: «Вот дойду до моста – и назад, в детский дом» (мост – Троицкий – тогда Кировский), «Дойду до середины – и домой». Ветер, ветер, ах, какой ветер! Пусть бы любой мороз – только бы не ветер! А на мосту всегда ветер. По-моему, он там просто прописан. Дошла до середины пути: «А теперь все равно куда, уж пойду вперед – вперед привычнее» (легче по генотипу, наверное). И так – ежедневно, шесть дней в неделю, до опасной весенней дороги по Ладожскому озеру.

Что же вело меня? Желание получить высшее образование? Да не было у меня в замерзшей голове таких мыслей. Была, действовала и вела сформированная мамой в раннем детстве матрица памяти. Конечно, были еще и другие факторы. В детском доме, чтобы не быть отправленной после семилетки для «исправления сознания», как дочери «врагов народа», на кирпичный завод, надо было стать совсем-совсем первой ученицей – это было так легко! Но «надо», помноженное на легкость учебы, укрепляло матрицу памяти, а не воевало с ней – укрепило ее, сделало каменной оградой. И все-таки определяющим было: «Учить будем Володьку, толк будет»; «В институт пойдешь, запомни – в институт, твоя дорога – наука». И это не был вопрос престижности высшего образования. Мы все трое кончили вузы, но твердила об этом мама мне одной. И гораздо больше, чем у остальных двоих, было у меня поводов «сойти с дорожки». Как хотелось мерзлой первой зимой войны не вылезать из-под одеяла! А я шла: через мост, сквозь ветер… Как физиолог я должна сказать, что делала это в какой-то мере так, как выполняют свою жизненную программу муравьи, пчелы, бобры… Только они – на основе памяти генетической, я – на основе впечатанной на много десятков лет вперед матрицы долгосрочной памяти. Матрицы, в которую мама запрограммировала мою первую жизненную стратегию!»

Мама Натальи Петровны – Зинаида Васильевна Бехтерева приняла решение за свою дочь и просто убедила ее в том, что та способна на многое. И вот результат:

Наталья Петровна Бехтерева советский и российский нейрофизиолог, крупный исследователь мозга, доктор медицинских наук, профессор. В 19902008 гг. — научный руководитель Института мозга человека РАН.

Академик АН СССР (1981член-корреспондент 1970). Академик АМН СССР(1975). Лауреат Государственной премии СССР (1985).

В тактическом плане хорошо работает метод косвенного внушения. Если мама при ребенке рассказывает третьим лицам о способностях своего ребенка, то ребенок воспринимает это как руководство к действию и начинает вырабатывать в себе те качества, о которых мама говорит, начинает доказывать, что мама права.

В этой связи необходимо отметить, что некоторые мамы допускают большую ошибку, жалуясь на своих детей третьим лицам. Например, если мама при ребенке говорит соседке: «Он у меня не любит читать», то ребенок будет не любить читать и будет отказываться от чтения, даже если любит и это делать и будет делать вид, что не умеет читать.

В оперативном плане хорошо работает «эффект клушки». Только что вылупившиеся цыплята не знают, что в окружающем мире представляет для них интерес, они просто следуют за клушкой, подчиняясь инстинкту следования. Клушка вытягивает из земли червя, особым кудахтаньем подзывает цыплят и на их глазах расклевывает червя. Теперь цыплята знают, что можно клевать и начинают отнимать друг у друга то, что им показала мать.

Если мать проявляет к чему-либо неподдельный интерес, то это что-либо будет вызывать интерес и у ребенка. Поэтому, когда родители говорят: «Моему ребенку это не интересно», то это означает, что это не интересно не столько ребенку, сколько самим родителям.  Следовательно, для того, чтобы заинтересовать ребенка каким ни будь явлением, надо самому заинтересоваться этим явлением или сыграть заинтересованность, так, чтобы ребенок в это поверил.

Продвижение к Достойной цели- процесс увлекательный и захватывающий, но длительный и трудный, иногда нудный и изматывающий, поэтому очень хорошо, если он сопровождается стимулированием и подкреплением.

Стимулирование – тоже должно быть системным. Достижение Достойной цели может увенчаться премией (Нобелевской, Вольфовской, Притцкеровской, Пулитцеровской, государственной и т.п.), но должны быть и промежуточные победы – на конкурсах, выставках, концертах, в публикациях.

Кроме того, денежный доход должен быть достаточно высоким на протяжении всей жизни. Для этого лучше всего создать собственный бизнес, поскольку налог по упрощенной схеме налогообложения – 6%, тогда как подоходный налог при наемной работе – 13%.  Сикорский, прежде чем выпустить первый серийный вертолет, зарабатывал производством самолетов на собственной авиационной фирме «Sikorsky Aero Engineering Corporation».

Бизнес лучше всего строить на основе защищенной интеллектуальной собственности – изобретении, полезной модели, промышленном образце, товарном знаке. Для этой цели и разрабатывалась программа «Бакалибрики», ради этого и создавался и работает экспериментальный детский институт творчества «Бакалибрики».

Систему стимулирование ребенка в процессе обучения, продвигающего его к Достойной цели можно выстроить следующим образом:

  1. За каждое правильное действие – аплодисменты, улыбки, поздравления, похлопывания, поглаживания и т.п.
  2. За каждое успешное занятие – небольшой приз – конфета, шоколадка, печенье, мелкая игрушка, красивый ластик, карандаш, колечко, бантики и т.п.
  3. За успешное завершение части курса (полгода, год, квартал) – поход в цирк, театр, в лес, поездка в деревню, на море и т.п.
  4. За успешно оконченный двухгодичный курс (ТРИЗнички, ТРИЗунки, ТРИЗнечики) – скейт, самокат, роликовые коньки, велосипед и т.п.

В качестве положительного стимула можно использовать и денежные премии. В каждом конкурсе, проводимом в ЭДИТ «Бакалибрики» ребенок получает 1000 рублей за первой место, 500 рублей за второе, 300 рублей за третье и 100 за участие, если не занял никакого места. Кроме того, он может продать на аукционе продукты своей деятельности – картину, глиняное изделие, кулинарное блюдо.  Футболисту Ньюкасла Джамалу Лэсселлсу мать до сих пор платит пять фунтов стерлингов за каждый забитый гол.

При этом полезна «наглядная агитация»- демонстрация продвижения ребенка к промежуточной цели. Для этого над рабочим столом ребенка следует повесить изображение строения из кирпичей или блоков (дома, пирамиды, башни, крепости). После каждого законченного упражнения из домашнего задания (разученной песни, басни, стишка, заполненной страницы текста, напечатанной фразы) закрашивается один блок или кирпичик. После того как будет закрашено все строение ребенок должен получить честно заработанный приз – коньки, велосипед, самокат, скейт и т.п.

Важное значение имеет также отрицательная стимуляция. При неподавленном Эдиповом комплексе (комплексе Электры) у ребенка возникает желание сопротивляться любому внешнему воздействию. Открыто делать это он не может, поэтому применяет скрытую форму сопротивления – игнорирование (отключение слуха), искажение слова (меняет местами буквы, слоги, ударение), блеф (умышленно отвечает на вопрос неправильно). Если этот блеф не пресекать в самом начале, то он может приобрести уродливые формы вплоть до «аутизма». Отрицательная стимуляция тоже должна носить системный характер. Можно составить и опубликовать в домашней стенгазете «дисциплинарный устав» примерно такого типа:

  1. За пропуск или искажение звука в речи – «бодание козой»- легкий тычок под ребра двумя пальцами.
  2. За отключение слуха – многократный повтор проигнорированной команды.
  3. За ослушание – тайм-аут (скамейка штрафников, угол, черное кресло).
  4. За невыполненное задание днем – выполнение этого задание в ночное время.

В опасных и экстренных ситуациях ребенка следует удерживать за запястье так, чтобы

он не смог вырваться, даже если бы очень захотел. Это может спасти ему жизнь. Если ребенок нарушает дисциплину в общественном месте, можно применить этот же прием, усиленный угрозой мягкого болевого воздействия.

Некоторые правильные отцы используют армейскую/спортивную систему отрицательного стимулирования сыновей – заставляют отжиматься /приседать/подтягиваться в количестве, пропорциональном тяжести проступка. Важно при этом сохранять полное спокойствие, иначе, можно потерять правильные пропорции между тяжестью проступка и суровостью наказания. Здесь неотвратимость наказания играет более важную роль, чем его суровость.

 

 

Подводим итоги.

  1. Система мотиваций должна быть выстроена в дошкольный период развития ребенка – чем раньше, тем лучше.
  2. Мотивация должна представлять из себя систему из целеполагания, положительного и отрицательного стимулирования.
  3. Каждый элемент мотивации должен представлять из себя устойчивую, стройную систему из стратегических, тактических и оперативных элементов, построенных по аналогии с диаграммой Исикавы Каору.
  4. Если Ваш ребенок демотивирован (в любом возрасте), срочно выстраивайте полную систему мотивации (см. п.2). Иначе его политика (а с ней и Ваша) будет «обречена на худшие шатания и беспринципность».

Шарипов Р.Х.                             г. Самара                                                          23.09.2017г.

Поздравляем!!!

Поздравляем Учайкина Артема с многочисленными победами в турнирах по карате.

День скульптора

По просьбе организатора: Клечкиной Елены Андреевны конкурс переносится на:

1 октября 13:00. в головном офисе центра «Бакалибрики»

В программе конкурса:

1. Подготовить презентацию о русских скульпторах 18 – 19 – 20-х веков:
Антокольский Марк Матвеевич
Волнухин Сергей Михайлович — Шуберт Давыд
Голубкина Анна Семёновна — Куркина Вероника
Диллон Мария Львовна
Изенберг Константин Васильевич
Караваев Иван Петрович
Крейтан Василий Петрович
Клодт Пётр Карлович — Ангелова Дарина
Либерих Николай Иванович
Мартос Иван Петрович — Куркина Маргарита
Матвеев Александр Терентьевич
Шубин Федот Иванович — Черноусова Алиса
Микешин Михаил Осипович
Позен Леонид Владимирович — Банин Кирилл
Прокофьев Иван Прокофьевич

ТРЕБОВАНИЯ К ДОКЛАДУ: ОФОРМЛЕНИЕ:
Количество слайдов в презентации: от 7 до12
Количество слов на слайде: не более 15
Наличие анимации — +5 баллов.
Наличие дизайна презентации — +5 баллов.
Изложение без опоры на запись текста — +15 баллов,
ВЕРСИИ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ
для ТРИЗунков:  Изложение на русском языке.
для ТРИЗнечиков: :  озвученный доклад на русском языке, изложение английском языке (+ 10)
для ТРИЗаек и ТРИЗ-профи:  Озвученные доклады на русском и английском языках (+ 10) изложение на  немецком языке (+ 10).

2. ВИКТОРИНА:
1) ОПРЕДЕЛИТЬ СКУЛЬПТОРА ПО ПОРТРЕТУ.
2) ОПРЕДЕЛИТЬ ПОРТРЕТ ПО ФАМИЛИИ СКУЛЬПТОРА.
3) ОПРЕДЕЛИТЬ СКУЛЬПТОРА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ.
4) ОПРЕДЕЛИТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО СКУЛЬПТОРУ
5) ОПРЕДЕЛИТЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНУЮ КРИВУЮ/СПИРАЛЬ.
6) ОПРЕДЕЛИТЬ ОБЪЁМНУЮ ФИГУРУ.

Материалы для подготовки:

ОБЪЁМНЫЕ ФИГУРЫ

ПЛОСКИЕ ФИГУРЫ

СКУЛЬПТОРЫ

СКУЛЬПТУРЫ

3. ДОМАШНИЕ ЗАГОТОВКИ
ТРИЗунки: Изготовить из глины для аукциона: Действующий свисток
ТРИЗнечики: Изготовить 2 Глиняных изделия для аукциона:Действующий свисток Новую глиняную игрушку.
ТРИЗайки и ТРИЗпрофи:Изготовить 4 Глиняных изделия для аукциона: Новый дизайн бокала, Новый дизайн тарелки, Действующий свисток, Новая глиняная игрушка.

4. Для ТРИЗаек ПЛАСТИЛИНОВЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ продолжительностью не менее одной минуты, но не более 3 минут. Оценивают жюри по 50 балльной системе

5. СКУЛЬПТУРНАЯ ВЫСТАВКА глиняных скульптур.

6. АУКЦИОН глиняных изделий.

Съезд ТРИЗ-педагогов

27го августа 2017 года в 18:00, в головном офисе центра «Бакалибрики», по адресу Самра пр. Кирова 180Б. Состоится очередной(третий) съезд ТРИЗ-педагогов.

Семинар-интенсив, спеши записаться.

С 24 августа по 27 августа включительно, в головном офисе центра «Бакалибрики» пройдет четырехдневный семинар-интенсив по подготовке ТРИЗ-педагогов и полномочных представителей регионов РФ. Начало занятий в 9.00. Есть одно свободное место слушателя.

Волшебные прописи

Специально разработанные опытными ТРИЗ-методологами «Волшебные прописи», позволят ребенку, в кратчайшие сроки, овладеть каллиграфическим письмом. Заказать прописи можно по телефону +7(960)809-54-87

Новые игровые наборы

Абсолютно новые, разработанные в центре «Бакалибрики» игровые наборы для изучения плоских геометрических фигур. Вы можете заказать наборы: 1. «Замечательные ломаные»; 2. «Замкнутые замечательные кривые»; 3. «Замечательные спирали», а также 4. «Разомкнутые замечательные кривые».

Полевая практика!!

Выезд на полевую практику состоится 20.07.2017 в 12:00 с остановки «Демократическая» по трамвайному маршруту.

Образовательные тактики. Часть2. Вертикаль власти

    Власть – это способность и возможность осуществлять свою волю. Реальная власть находится в руках того, кто ставит цели и задачи и контролирует их выполнение. У власти есть одно неприятное для образовательного процесса свойство: тот, у кого она в руках перестает учиться. Информация ведет себя как вода – она стекает сверху вниз по вертикали власти – от начальника к подчиненному, но никак не наоборот. Поэтому, если в семье ребенок постоянно занимает господствующее положение, никогда и никому не подчиняется, то он будет отставать в развитии вплоть до «аутизма». Почему это происходит?

    Не имея в своем распоряжении чанков, родитель не имеет возможности преподнести своему ребенку ни одой логической операции и ни одной трансформации образов. То есть, не может стимулировать те участки мозга, которые отвечают за логику (левое полушарие) и воображение (правое полушарие). Если какие-то участки мозга не стимулируются, то они атрофируются за ненадобностью. Чем дольше и успешнее ребенок сопротивляется развивающим воздействиям, тем тяжелее последствия для его интеллекта, тем больше его отставание от возрастных стандартов.

    Способы борьбы за власть, которые используют дети в борьбе с родителями и учителями:

1.      Птичий способ. Птицы своим пением отгоняют особей своего вида со своих охотничьих угодий. Дети делают то же самое, когда кричат. Иногда их крик – это просьбы о помощи, но чаще – оказание давления на родителей, прародителей, учителей. Дети знают, что их вопль – самый сильный раздражитель для взрослого человека и широко используют этот способ для оказания давления на потенциального «узурпатора».

2.      Олений способ. Олени метят свою территорию слезами и слюной.  Если крик не помогает, и «узурпатор» продолжает нарушать правила, установленные ребенком, или не выполняет его требований, то к крику добавляются слезы, слюни, сопли.

3.      Совиный способ. Совы метят свою территорию погадками (отрыжками). Если не срабатывает олений способ, ребенок начинает подкашливать и старается вызвать у себя рвотный рефлекс. Отрыжка производит неизгладимое впечатление на взрослых, особенно на бабушек и дедушек. Как правило, использование этого способа приводит к полной и безоговорочной победе.

4.      Собачий способ. Собаки метят свою территорию мочой. Дети тоже применяют этот метод, если остальные не срабатывают. Некоторые дети просятся в туалет по нескольку раз за занятие. Родитель не может отказать ребенку в этом деле, особенно, если закончились памперсы.

5.      Способ бегемотов. Бегемоты метят территорию калом. Дети тоже это делают. Мальчик Ф, по свидетельству няни, испражнялся только стоя за занавеской. Всегда в одном и том же месте. При этом он мог за несколько минут до этого честно отсидеть на горшке.

6.      Способ шалашника. Токующие шалашники сооружают на земле шалаши и украшают площадку вокруг них различными цветными предметами: цветами, ракушками, кусочками пластика. Дети, использующие этот метод, разбрасывают свои игрушки на территории, которую считают своей и протестуют против любых попыток их убрать или даже, переложить или повернуть на какой-то угол.

7.      Медвежий способ. Медведи метят свою территорию, сдирая кору с деревьев. У детей это выражается в сдирании обоев, расписывании стен, срывании всего, что развешено на стенах, опрокидывании мебели, перемещении предметов, находящихся на полу.

Иногда нам кажется, что власть над ребенком установлена и он начал нам подчиняться. Не обольщайтесь. Может оказаться так, что внешне послушный ребенок, оказывает отчаянное скрытое сопротивление.

 Методы скрытого сопротивления формированию чанка:

1.      Переключение внимания.

На просьбу посмотреть на объект или его изображение ребенок предлагает Вам посмотреть на другой объект и указывает на него пальцем и взглядом.

2.      Отклонение взгляда.

На просьбу посмотреть на объект ребенок отворачивается. Если зафиксировать голову ребенка ладонями, то он уводит взгляд в сторону, вверх, вниз или закрывает глаза. 

3.      Выключение слуха.

На просьбу повторить звук или слово ребенок отмалчивается. Создается полное впечатление глухоты. На самом деле это умелое игнорирование.

4.      Имитация.

На просьбу повторить слово ребенок произносит сильно искаженную копию этого слова, очень отдаленно напоминающее то слово, которое Вы произнесли.

5.      Перестановка слогов.

Ребенок повторяет слово, которое Вы просите его произнести, но при этом меняет порядок элементов слова. Мальчик М., вместо слова «море», произнес «ремо». После того, как понял, что его маневр раскусили, сам исправился – сказал «море».

Девочка Д. вместо слова «фасоль» говорила «сафоль». По отдельности она произносила слоги правильно. При сборке слова снова говорила «сафоль».

6.      Подмена ударения.

Ребенок повторяет слова, но при этом делает ударение не на том слоге, на котором нужно. Мальчик С. менял ударение практически в каждом слове. Его русская речь звучала как словацкая или чешская. Это забавляло родителей. Наверное, ему нравилось их забавлять, поскольку он не собирался ничего менять в своем произношении. 

7.      Перестановка слов.

Ребенок переставляет слова в предложении. Например, вместо «Наша Таня громко плачет», он может сказать: «Таня наша, плачет громко».

8.      Имитация заикания.

Ребенок многократно произносит первый слог первого слова фразы. Остальные слова идут гладко. Мальчик В. успешно применил этот прием к своим родителям, которые приняли это за чистую монету. Сестра этого мальчика А., видя успехи брата тоже начала «заикаться». Пришлось применять не популярные меры.

9.       «Зависание».

Ребенок встает в определенную позу, как правило, со сцепленными руками и наклоненной головой и перестает реагировать на любые требования. Это состояние сохраняется и после того, как требования прекращаются. Очень похоже на аутизм. Вывести его из этого состояния можно с помощью тактильных воздействий, например, щекотания.

10.  Саботаж.

Ребенок полностью расслабляется и ни на что не реагирует, делает вид, что устал и хочет спать. После того, как требования перестают предъявляться, ребенок поднимается и начинает делать то, от чего его отвлекли своими требованиями.

 

   Можем ли мы позволить ребенку захватить и удерживать власть в семье? Нет не можем, поскольку это чревато для нашего ребенка приобретенной умственной отсталостью.  Власть в семье должна целиком и полностью принадлежать отцу. Или, если это, по каким-либо причинам, невозможно, то все члены семьи при детях должны вести себя так, будто бы власть находится в руках отца, старательно делать вид, что отец- глава семьи.  Дети должны думать, что власть находится в руках отца, иначе они начнут прибирать ее к своим рукам, а это чревато серьезными внутрисемейными конфликтами, которые могут закончиться разводом.

   Мать не может иметь самостоятельной власти, у нее может быть только власть, делегированная ей мужем, поскольку ребенок привык получать от нее еду, защиту и тепло, а власть опирается на страх насильственных действий и/или врожденный страх перед вожаком, альфа-самцом, который внушает или должен внушать отец. И если отца в семье нет, то его надо придумать. Умные женщины так и делают.

 

Шарипов Р.Х.                                г. Самара                                                          7.07.2017г.

 

Образовательные тактики. Часть1. Субъективная картина мира.

    Если Вы выбрали правильную образовательную стратегию, необходимо позаботиться о том, чтобы субъективная картину мира Вашего ребенка как можно меньше отличалась от реальной, объективной картины мира. Картина мира состоит из чанков (понятий) включающих в себя образ (картинку) явления и жестко связанное с этим образом слово или смысловой ряд. Чанк формируется путем многократного одновременного предъявления картинки и слова. Этот процесс называется номинацией.

Немецким психологом Германом Эббингаузом в 1885 году экспериментально установлено, что в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов — 35 % , через 6 дней —  20 %, через месяц тоже 20 %.

Кривая забывания или кривая Эббингауза:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Кривая_забывания

 

Чанк встроится в картину мира ребенка, если Вы ежедневно в течение недели будете проводить номинацию одного и того же явления. Избегайте при этом встраивания в картину мира ложной информации, например, многократного просматривания одного и того же мультфильма, или мультсериала, в котором пустые понятия переходят из одной серии в другую.

Чанк не формируется если:

  1. Вы произносите слово, а ребенок при этом смотрит на другой объект, а не на тот, который Вы ему предъявляете.
  2. Ребенок смотрит на объект, но кроме Вашего голоса он слышит еще какие-то звуки, конкурирующие в его сознании со звуками Вашего голоса, например сигналы полицейской машины, машины скорой помощи, мяукание кошки.
  3. Ребенок что-то произносит сам, например, ноет или цитирует речи героев мультсериалов. Свой голос он слышит гораздо лучше, чем Ваш.

Для формирования чанка необходимо громко произносить название явления в тот момент, когда это явление находится в поле его зрения в условиях низкого уровня шумов как внешних, так и внутренних.

Прежде чем встраивать понятие в картину мира ребенка, надо убедиться в его истинности. Истинным считается факт, подтвержденный тремя независимыми лабораториями мира. Проверьте и перепроверьте истинность явления, которое Вы хотите встроить в субъективную картину мира. От этого зависит очень многое в жизни Вашего ребенка. На основе субъективной картины мира ребенок выстраивает систему жизненных целей. Если в качестве жизненной цели он выберет пустое понятие, то вся его жизнь окажется пустышкой.  Приведу только один пример из собственной практики. Девочка В 5 лет. На рекомендацию в качестве цели выбрать профессию врача, настойчиво и сердито утверждала, что никаким врачом она не будет, а будет винкс.  Никакие уговоры и разъяснения не привели к успеху. «Винкс» — это мультсериал о длинноногих крылатых феях. Теперь ее родителям предстоит хорошенько потрудиться чтобы выбить эти заблуждения из ее головы. При этом важно, чтобы на место выбитых заблуждений встали элементы реальной картины мира, а не другие заблуждения.

Почему так важно контролировать качество информации, получаемой ребенком в сенситивный период? Потому что ошибки, допущенные в раннем возрасте очень трудно или невозможно исправить. Это связано с явлением импринтинга или запечатления. Впервые это явление обнаружено у утят, как реакция следования. Только что вылупившиеся утята следуют за первым движущимся объектом, принимая его за свою мать. Позже его обнаружили у детенышей млекопитающих и у человека. Поэтому, прежде чем пичкать ребенка сказками и мультиками, необходимо выстроить у него естественно-научную картину мира. Будучи запечатленной, она будет служить защитой от фрагментов любой виртуальной картины мира и опасных для его жизни заблуждений.

В каком порядке следует выстраивать картину мира ребенка? Имеет смысл, по аналогии с биогенетическим законом Геккеля, «онтогенез интеллекта» организовать так же как был организован «филогенез интеллекта» человечества. То есть, сначала сформировать интеллект собирателя, потом интеллект охотника/рыболова, потом интеллект крестьянина, потом ремесленника/воина, и, наконец, инженера/изобретателя.

База знаний собирателя – это минералы, грибы, растения. Логика собирателя – народные приметы, воображение собирателя – точки, векторы, замечательные кривые, ориентация на местности. При этом, важно акцентировать внимание на том, что существуют опасные для жизни или здоровья вещества, грибы, растения и полезные, съедобные. Важно, как можно раньше научить ребенка отличать вредное от полезного. Совсем недавно, весной 2017 года мальчик Д. 1год съел ягоду ландыша. Родителям пришлось везти его в больницу. Хорошо, что все обошлось без последствий.

Еще один пример. В июне 2017 года в Свердловской области четырехлетний мальчик блуждал в лесу четверо суток. Нашли его в полном изнеможении в 7 километрах от палатки, разбитой родителями на берегу Третьей речки. Безусловно, интеллект собирателя помог бы ему избежать этой ситуации или пережить эти четыре дня с меньшими неприятностями.

При формировании картины мира особое внимание следует обратить на формирование представления ребенка о себе, его Я-концепции, как самого важного для него элемента этой картины. Для этого необходимо вводить чанки частей его тела – касаться части тела и громко произносить ее название. Чем детальнее ребенок будет знать свое тело, тем лучше.

Образовательные стратегии

В соответствии с СанПиНами (Санитарными правилами и нормами — Документами, принятыми в Российской Федерации для санитарного контроля), максимальные ежедневные и недельные образовательные нагрузки на дошкольника/школьника/студента должны распределяться таким образом:

Таблица №1. Возрастные нормы образовательной нагрузки по СанПиНам.

Большую наглядность дает графическое представление этой таблицы, в которой по оси абсцисс отложен возраст нашего ребенка, а по оси ординат – максимальная недельная нагрузка:

График №1. Возрастные нормы образовательной нагрузки по СанПиНам.

Однако, природа распорядилась так, что способности восприятия у человека распределены не так линейно, как предполагают составители СанПиНов:

График №2. Возрастная динамика сенситивности у человека.

Простое наложение обобщенного графика сенситивности ребенка/подростка на СанПиНовский график дозировки знаний показывает две экстремальные точки когнитивного диссонанса – в три года (оранжевая стрелка) и в 19 лет (фиолетовая стрелка):

График №3. Сравнительный график образовательной нагрузки на ребенка по СанПиНам и его возрастной сенситивности.

С первым (оранжевым) экстремумом когнитивного диссонанса легко справиться – надо просто в течение всего сенситивного периода давать ребенку как можно больше качественной информации. И не только на занятиях, но и в течение всего времени его бодрствования, поскольку детство дано человеку именно для познания мира, в котором он живет и будет жить всю оставшуюся жизнь, для построения его субъективной картины этого мира. Чем более точной будет эта субъективная картина, чем меньше она будет отличаться от объективной, тем выше шансы на успешность всей его дальнейшей, взрослой жизни.

Хуже дела обстоят с фиолетовым экстремумом. Здесь уже родители бессильны. Поздно что-либо предпринимать. Если у ребенка в течение сенситивного периода не стимулировались участки мозга, отвечающие за память, логику, воображение, то в 19 (+/- 3) лет они уже не появятся. Это связано с особенностями физиологии нервной системы. Те участки мозга, которые не используются постепенно необратимо атрофируются.

При выборе образовательной стратегии для своего ребенка мы исходим из предположения о том, что Министерство образования и науки все за нас продумало и все предусмотрело. Это далеко не так. У министерств свои дела, они ими и занимаются. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Если Вы не позаботитесь о своем ребенке, никто о нем не позаботится.

Как можно позаботиться о своем ребенке так, чтобы не пришлось через пятнадцать лет после его рождения кусать локти? Надо интенсивно развивать его когнитивные способности в течение первых шести лет его жизни.

Пролонгацию когнитивных возможностей ребенка можно осуществить за счет обучения ребенка:

  1. Диалектике, которая поможет ему в частном и единичном видеть общее, концентрировать внимание на главном и игнорировать незначительные детали.
  2. Контрадикционному анализу, который позволит ему быстро отличать истину от лжи или от ошибки и исключить их влияние на свою жизнь.
  3. Логике, которая позволит ему мыслить правильно и меньше ошибаться при продвижении к цели.
  4. Технике быстрого чтения, которая позволит ему поглощать большие объемы качественной информации за короткие промежутки времени без вреда для здоровья.
  5. Мнемотехнике, которая позволит ему запоминать большие объемы информации за одно предъявление и, тем самым, экономить время при подготовке к экзаменам, лекциям, отчетам.

Экспериментальный детский институт творчества «Бакалибрики» придерживается второй, научно обоснованной образовательной стратегии, разработанной в интересах ребенка и интеллектуального, инновационного будущего Российской Федерации и содержит методические материалы для пролонгации когнитивных возможностей ребенка всеми, вышеописанными методами.

Раньше у нас не было выбора, поскольку была только одна образовательная стратегия, рекомендованная СанПиНами и закрепленная в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Теперь есть. Теперь Вы можете выбрать из двух стратегий – общеобразовательную, ФГОСовскую, или образовательную стратегию программы «Бакалибрики», закрепленную в стандартах самарской версии ТРИЗ-педагогики, учитывающих и использующих сенситивные периоды развития ребенка по их прямому назначению, расширяющих и пролонгирующих его когнитивные способности.


Первая приводит к опасному когнитивному диссонансу, вторая его исключает. Первая искусственно сужает возможности Вашего ребенка, вторая их расширяет. Делайте свой выбор!

28.06.2017 Шарипов Рашид Хамзович

Спешим поздравить!!!

Поздравляем ТРИЗ-педагога 1го уровня, Куркину Веронику, с досрочным, успешным (все предметы на «отлично») окончанием 6-го класса общеобразовательной школы.

.

Учебно игровые наборы.

Теперь в нашем центре доступны к покупке наборы поверхностей и тел для игры и изучения. Стоимость набора 1000 рублей. В набор входят: 26 различных тел и поверхностей, пластиковый кейс для хранения, информационный лист с кратким описанием каждого тела или поверхности, а также кратким описание игр с ними. Цена отдельной фигуры 50 рублей. Заказ разноцветных наборов возможен по цене 1300 рублей(как состоящим из отдельных фигур).