Алгоритмы воспитания

Предисловие:

Детская агрессивностьПотребность в написании этой статьи возникла в результате серии труднообъяснимых явлений, с которыми мне  пришлось столкнуться на  занятиях и конкурсах в центре «Бакалибрики».  Все эти случаи были связаны с неспровоцированной агрессивностью детей самого разного возраста.  Мишенью агрессивного поведения детей становились самые  разные  объекты — родители, учитель, другой ребенок, стена, мебель, посуда.  Такие явления мне и раньше приходилось наблюдать,  но каждый раз я находил разные ситуативные объяснения, а если не находил, то относил это на счет неправильного воспитания  и на этом успокаивался. Теперь, когда проблема воспитания личности напрямую касается целевой установки нашей образовательной системы , просто отмахнуться от этой проблемы стало невозможным, поэтому пришлось искать  истоки ее возникновения  и возможные пути решения.

1.  ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ.

       Для поиска причин явления в рамках классической ТРИЗ разработан метод «диверсионного анализа».  Автором этого метода является Мастер ТРИЗ  Борис Львович Злотин, который в настоящее время проживает и работает в США.  Создание метода началось со статьи «100% брака», которую написал Волюслав  Владимирович  Митрофанов, санкт-петербургский  инженер, изобретатель,  Мастер ТРИЗ, воспитавшего несколько  поколений ТРИЗовцев.    Метод заключается в том, что вопрос «почему?», заменяется на вопрос «как сделать?», например, не думать о том, почему появляется брак, а как сделать, чтобы брак был стопроцентный. Это позволяет активизировать поиск причин путем проведения мозговой атаки.  После этого производится отбор наиболее вероятных причин и начинается процедура их проверки.

На страницах форума сайта «Бакалибрики» был произведен диверсионный анализ причин детской агрессивности. В результате этого анализа была получена описанная ниже гипотеза.

Предельно агрессивное состояние взрослого человека возникает в ответ на супружескую измену и боязнь насмешек со стороны окружающих. Такое состояние называется «амок».

Необходимые условия возникновения амока и амокоподобных состояний:

1.      Наличие полового партнера.

2.      Факт измены партнера.

3.      Факт (или угроза) насмешки над половой несостоятельностью.

Можно ли создать такие условия для ребенка? Оказывается можно. Мнимого полового партнера ребенок приобретает в лице родителя противоположного пола. Мальчику кажется, что его мама  всегда будет молодой, здоровой и красивой, а он подрастет, догонит ее по возрасту и женится на ней. Это явление называется «Эдипов комплекс».  Точно такие  же иллюзии питает девочка относительно своего отца.  Это явление называется «комплекс Электры». Источником этих комплексов является либидо — жизненная психическая энергия. Чем выше либидо о у мальчика, тем острее у него проявляется Эдипов комплекс. Чем выше либидо у девочки, тем острее у нее проявляется комплекс Электры. То есть выходит, что эти комплексы являются врожденными.

Что ребенок может принять за факт измены своего «полового партнера»?

    Для ребенка интимные отношения с родителем противоположного пола — это прикосновения, поцелуи, доброжелательный тон разговора, улыбка, другие проявления внимания. Если мать при ребенке позволяет себе улыбаться чужому дяденьке, разговаривать с ним доброжелательно или каким либо другим способом проявляет к нему интерес, то ребенок подсознательно расценивает это как супружескую измену и его охватывает  чувство праведного гнева.  Если при этом мать и этот чужой дяденька смеются (не важно над чем), то ребенок это принимает за насмешку над ним и это вызывает у него амокоподобные состояния. Тогда  он начинает привлекать к себе внимание матери.  И не потому что ему его не хватает, а для того, чтобы оно не досталось чужому дяденьке.  Если на этот отвлекающий маневр мать не реагирует или  реагирует агрессивно, то ребенок усиливает давление на нее и может вызвать у себя истерику, если и на истерику мать не реагирует «должным образом», то ребенок направляет свою агрессию на дяденьку,  на мать или на предметы, в зависимости от обстановки. Если и это не помогает,  то у ребенка остается один аргумент — членовредительство, он направляет свой гнев на себя — падает, начинает биться головой об пол или стену, ранится как бы случайно, вызывает у себя рвотный рефлекс и т.п.   Ну уж тогда мать никуда не денется, она будет вынуждена включить свой материнский инстинкт и  все свое внимание сконцентрировать на ребенке.  Цель достигнута. Ребенок успокаивается.

Итак, для того чтобы сделать ребенка агрессивным необходимо и достаточно сформировать у него Эдипов комплекс (комплекс Электры), заставить его ревновать и подсмеяться над ним.

Признаки Эдипова комплекса:Эдипов комплекс

1. Элементы полового поведения по отношению к матери:

— Попытки поцеловать в губы, в шею в грудь в плечо;

— Попытки прижаться к груди, к шее, к губам, к бедрам;

— Проявление ревности к отцу, к другим мужчинам, к мальчикам.

— Желание спать рядом с матерью.

2. Попытки замещения отца:

— Примерка отцовского пиджака, шляпы, ботинок, тапочек;

— Демонстрация матери превосходства над отцом — в игре, в домашних делах;

— Открытое требование к матери бросить отца и дождаться момента его (сына) созревания, чтобы выйти за него замуж.

3. Повышенная бесцельная активность (гиперактивность).

4. Немотивированная агрессивность.

5. Истеричность.

6. Упрямство:

— саботаж элементарных повседневных мероприятий, действий;

— непослушание;

— грубость в общении.

7. Неустойчивость эмоционального состояния.

8. Противоречивость оценки поведения родителей, своего поведения, самооценки.

9. «Челночная политика». Отцу наговаривает на мать, а матери на отца с целью из разделения, стравливания.   Нередко такая политика ребенка приводит родителей к необходимости развода.

2. ПРОФИЛАКТИКА ЭДИПОВА КОМПЛЕКСА

Высокое либидо (жизненная эмоциональная энергии) является врожденным и если его вовремя не направить в нужное русло, то все оно достанется половому влечению и Эдипов комплекс (комплекс Электры) расцветет махровым цветом.

Первое, что нужно сделать для профилактики Эдипова комплекса, —  это установление правильной вертикали власти в семье: папа- мама- старший ребенок- младший ребенок — домашние питомцы.

Вертикаль власти в семье

 

Тогда у мальчика не возникнет даже мысли о покушении на собственность высшего представителя семейной власти  (отца) — на его жену. Он будет вынужден направлять свое  либидо на другие мишени — на ровесниц, спорт, творчество, учебу, хобби.

Мама, в отсутствие папы управляет семьей, опираясь на власть отца, и отчитывается перед ним о нарушениях правил.  Меры принимает отец.  Тогда дети не будут делать попыток отобрать власть у матери  делить власть между собой.

Второе  — это развеять  у ребенка иллюзию стабилизации возраста. Для этого надо почаще показывать ему семейный  альбом мамы и папы, бабушки и дедушки и акцентировать внимание на онтогенетических изменениях родственников. Еще лучше отсканировать фотографии  и построить презентацию «Онтогенез мамы (папы, бабушки, дедушки)», в которой показать всю хронологию возрастных изменений от рождения до настоящего времени. Тогда ребенок поймет, что когда он будет таким как папа, мама будет такой, как бабушка и, возможно, самостоятельно откажется от затеи жениться на ней.

Третье  — это найти маме границу между материнским инстинктом и комплексом Иокасты,  и постараться не переходить ее в отношениях с сыном.  Граница эта проходит между реальными потребностями ребенка и его капризами.

Четвертое — это как можно раньше включить ребенка в детский коллектив, состоящий из детей разного пола, приблизительно одинакового возраста и направить деятельность ребенка на самоутверждение в этом коллективе через развитие творческих способностей. Творчество — это лучший способ реализации высокого  либидо.

3. ПРИЗНАКИ КОМПЛЕКСА ЭЛЕКТРЫ. Комплекс Электры

1. Элементы полового поведения по отношению к отцу:

— Попытки поцеловать в губы.

—  Попытки прижаться к груди, к шее, к губам, к бедрам;

— Проявление ревности к матери, к другим женщинам, к девочкам.

— Желание спать рядом с отцом.

2. Попытки замещения матери:

— Примерка маминых вещей, шляпок, туфель;

— Использование маминой косметики, расчески, зеркальца.

— Демонстрация отцу недостатков матери и собственных достоинств.

— Попытки замещения матери — стирка отцовских вещей, приготовление пищи и т.п.

— Открытое требование к отцу бросить мать и дождаться момента ее созревания.

3. Повышенная бесцельная активность (гиперактивность).

4. Немотивированная агрессивность.

5. Истеричность.

6. Упрямство:

— саботаж элементарных повседневных мероприятий, действий;

— непослушание;

— грубость в общении;

7. Неустойчивость эмоционального состояния.

8. Противоречивость оценки поведения родителей, своего поведения, самооценки.

9. «Челночная политика». Отцу наговаривает на мать, а матери на отца.

4.      ПРОФИЛАКТИКА  КОМПЛЕКСА ЭЛЕКТРЫРовесники

1. Установление правильной вертикали власти в семье: папа- мама- старший ребенок- младший ребенок — домашние питомцы.  Дочь должна беспрекословно подчиняться матери при поддержке отца. Отец, в спорах матери с дочерью, должен всегда быть на стороне матери. Тогда у дочери не возникнет желания покушаться на собственность матери — на ее мужа. Она будет направлять свое либидо на самосовершенствование — на учебу, спорт, домоводство, хобби.

2. Развеять  у дочери иллюзию стабилизации возраста путем построения хронологической презентации, а еще лучше фильма о маме, бабушке, папе, дедушке в которой показать неизбежность возрастных изменений человека, которые и ее тоже ожидают.

3. Найти папе границу между родительским  инстинктом и комплексом Гризельды,  и постараться не переходить ее.  Граница эта проходит между реальными потребностями ребенка и его капризами.

 4. Как можно раньше включить ребенка в детский коллектив, состоящий из детей разного пола, приблизительно одинакового возраста и направить деятельность ребенка на самоутверждение в этом коллективе через развитие творческих способностей.

 5. УСТРАНЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЭДИПОВА КОМПЛЕКСА (КОМЛЕКСА ЭЛЕКТРЫ)

Бывает так, что о наличии комплекса у ребенка родители узнают уже тогда, когда он развился. Что делать в этом случае?  На этот вопрос отвечает американский психолог Дж. Маккензи   в книге «Упрямый ребенок: как  установить границы дозволенного» [1].

Общий смысл действий взрослого сводится к тому, чтобы мягко, спокойно, но твердо и неотвратимо осуществлять политику вертикальной власти в семье. Для этого необходимо:

 — Утвердить вертикаль власти и  дисциплинарный устав на семейном совете.

 — Приводить дисциплинарный устав в действие без отсрочек и послаблений, сразу же после допущения нарушений.

Рекомендуемый «дисциплинарный устав» семьи:

  1. Если ребенок что-то сделал или сказал неправильно, то надо это  исправить и потренироваться в правильном исполнении.
  2. Если ребенок не соблюдает очередь в играх, его отлучают от игры на время тайм аута (количество минут = возраст в годах + 1 минута)
  3. Если ребенок не убирает за собой игрушки, то их перекладывают в « субботнюю корзину», которая находится в недоступном для ребенка месте.
  4. Использование транспортного средства (велосипед, самокат) не по правилам: — лишение транспортного средства до конца дня.
  5. Если ребенок не выполнил домашнее задание или домашние обязанности, то он лишается развлечений до момента выполнения (сначала дело — потом развлечения)
  6. «Наезд» на брата/сестру —  тайм аут. (возраст + 1 минута)
  7. Если ребенок умышленно что-то ломает, он должен заплатить за это своими карманными деньгами.
  8. Если ребенок забыл сообщить родителям о месте и времени отлучки, то он лишается отлучек до конца недели.
  9. Если ребенок задирается, то его изолируют от других на десять минут.
  10. Деструктивное поведение — тайм аут =  2 возраста + 1 минута.
  11. Истерика —  тайм аут = 3 возраста + 2 минуты.
  12. Если дети дерутся. Развести их на 30 минут и оставить в покое.

 Если  родитель  чувствует себя раздраженным, возбужденным, то, прежде чем что либо предпринимать,  необходимо  придти в себя. Для этого следует  взять тайм-аут не менее чем на 10 минут. Если раздражены оба — и ребенок и родитель, то Вы можете предложить тайм-аут  ребенку приблизительно в такой форме:

«Думаю, нам обоим нужно некоторое время, чтобы остыть. Подожди меня в своей комнате (в гостиной, на диване) и мы поговорим с тобой минут через пять — десять, когда оба успокоимся».

Если раздражен только ребенок, то ему надо предложить тайм-аут такой продолжительности, которая необходима ему для того чтобы полностью успокоится и начать конструктивный диалог.

Если оба спокойны, то можно приступать к переговорам.

В борьбе за власть упрямый ребенок использует специальные приемы. Родитель должен уметь распознавать эти приемы,  знать эффективные контрприемы и научиться их применять.

6. ДЕТСКИЕ ПРИЕМЫ МАНИПУЛИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЯМИ И КОНТРПРИЕМЫ.

1. Прием «Отключение слуха».

Ребенок делает вид, что не слышит просьбы родителя.

Контрприемы:

— «Проверка слуха».  Родитель требует от ребенка повторения того, что он сказал;

— «Подтверждение действием». Силовое прерывание деятельности ребенка (выключить телевизор (компьютер,  магнитофон и т.п), отобрать телефон, мяч, велосипед, скейтборд, и т.п. (тайм-аут).

2. Прием: «Имитация послушания». На просьбу родителя ребенок отвечает согласием, но ничего не делает . (мягкий саботаж).Имитация послушания

  Контрприемы:

—  Напоминание;

—  Включение таймера (отсчета);

— Подтверждение действием.

 

3. Прием: «Затяжное действие»  (полусаботаж). Ребенок выполняет требование родителя, но при этом делает все очень медленно и  умышленно неправильно.Полусаботаж

  Контрприемы:

— Отсчет (таймер);

— Переделка, работа над ошибками;

— Демонстрация последствий промедления;

— Продолжение мероприятия с недоделками.

4. Прием: «Уклонение под предлогом» («обоснованный» саботаж). Ребенок утверждает, что он хочет есть (пить, спать, мыться, в туалет), что ему срочно надо что-то сделать, а сам продолжает развлекаться.

— Силовое прерывание деятельности (выключение компьютера, телевизора, плеера и т.п.);

— Отсчет (таймер);

— Контроль исполнения.

5. Прием: «Расширение круга ультимативных требований» (торговля,  заключение сделки). В ответ на ультиматум ребенок начинает просить об увеличении количества возможных вариантов действий.

    Контрприем:

—  «Игнорирование. Не поддаваться на провокации. Твердо держаться условий ультиматума.

6. Прием «Открытый саботаж». Ребенок открыто отказывается выполнять требование родителя.

   Контрприемы:

— Трехминутный тайм-аут для подготовки к исполнению.

— Таймер после начала действия.

7. Прием: «Опровержение правил».

Ребенок нарушает запрет или правило, а при попытке пресечь его противоправные действия начинает критиковать правила, считая их не справедливыми.

  Контрприемы:

— Прекращение дискуссии.

— Тайм-аут.

— Угроза изоляции.

— Изоляция.

Обсуждение запретов и правил возможно только после исполнения требования правил.

8. Прием: «Нарушение правил». Ребенок знает правила, но сознательно их нарушает, пытаясь расширить границы своих возможностей.

  Контрприем:

— Ультиматум (ограниченный выбор): угроза лишить его предмета нарушения на определенное время в случае повторного нарушения правил;

— Осуществление ультиматума.

9. Прием: «Перевод стрелок». Ребенок выбирает в качестве мишени провокаций  другого ребенка.

   Контрприемы:

—  Угроза разделения детей в пространстве.

— Угроза временного лишения предмета конфликта обоих.

10. Прием. «Вымогательство сладостей в магазине». Ребенок выпрашивает игрушку или сладость и закатывает истерику при отказе. Магазин

Контрприемы:

— Предварительный инструктаж о допустимом поведении в общественных местах;

— Тайм-аут за пределами магазина (другого общественного места) с последующим возвратом за покупками.

11. Прием: «Мягкая провокация». Ворчание, бормотание под нос, закатывание глаз, хлопанье дверью, раздраженные взгляды, высунутый язык.

   Контрприемы:

— Игнорирование негативного демонстративного поведения и отношения.

—  Выключение слуха

12. Прием. «Жесткая провокация». Ругательства, обзывания, оскорбления, обидные утверждения, грубые жесты, плевки.

  Контрприемы:

-Тайм-аут;

— Изобарическое давление (контрприем предложен мной ( Ш.Р.))

Изобарическое давление — это легкий шлепок по губам или руке, выполняющей жест. При выполнении этого контрприема нельзя повышать силу шлепка, нельзя раздражаться, делать сердитое лицо.  Количество шлепков не должно превышать количества плевков (оскорблений, обзываний, ругательств).

13. Прием: недопустимая провокация (деструктивное поведение).

Ребенок кусается, наносит удары родителю или другому ребенку. руками, ногами, предметами, разрушает мебель, технику, игрушки и т.п.

    Контрприем:

 — Тайм-аут — удвоенный, утроенный и т.д., физический контроль, изобарическое давление.

14. Прием: «Истерика». Ребенок  сначала имитирует состояние крайнего возбуждения, а затем и входит в него — плачет, запрокидывает назад голову,  падает на пол, дрыгает ногами, трясет руками.

    Контрприем:

 — Тайм-аут, продление тайм-аута до окончания истерики, физический контроль (удержание).

15. Прием: «Челночная дипломатия». Ребенок, не добившись разрешения у одного из родителей, идет за получением разрешения к другому родителю.

   Контрприем:

 — «Футбол». Отфутболить ребенка к другому родителю.  Тогда ребенок будет вынужден признаться, что другой родитель не дал ему разрешения.  Поддержать решение другого родителя.

16. Прием: «Разведка боем».  Ребенок пытается сделать задуманное несмотря на запрет обоих родителей.

Контрприемы:

— Временное лишение прав в соответствии с дисциплинарным уставом;

— Штрафы.

17. Прием: «Откладывание на потом». Ребенок оттягивает время, уклоняется от исполнения обязанностей.

Контрприемы:

— Демонстрация естественных  последствий

— Отсчет ( Таймер).

7. ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТАЙМ-АУТА.

  1. Если есть специальная комната, то надо отвести туда ребенка.
  2. Если комнаты нет, то надо усадить его в штрафное кресло ( на стул, табурет).
  3.  Если тайм-аут требуется взять на улице, то можно использовать скамейку и сидеть с ребенком молча в течение тайм-аута.
  4. Если нарушение дисциплины произошло  в магазине ( в другом общественном заведении), то надо вывести на улицу и провести тайм -аут там.
  5. Если приходится брать  тайм -аут  в машине, то надо ее остановить и начать движение только после истечения времени тайм-аута.
  6. Если ребенок отказывается идти в комнату для тайм-аута, то  следует  ему  пригрозить  удвоением времени тайм-аута, в случае если он сам не пойдет в комнату  и дать 30 секунд на размышление.
  7. Если ребенок самовольно  прерывает  тайм -аут  досрочно,  следует начать  отсчет тайм -аута  сначала.
  8. Если ребенок снова прерывает тайм -аут, то следует удвоить его время и запереть ребенка на ключ или осуществлять физический контроль.
  9. Если тайм-аут проходит бурно — с воплями и криками,  то надо сохранять полное спокойствие,  нельзя поддаваться на провокации. Игнорировать все попытки вывести Вас из себя.
  10. Если ребенок смотрит телевизор, играет на компьютере, слушает плеер , то следует выключить прибор на время тайм-аута.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Дж. Маккензи  Упрямый ребенок: как установить границы дозволенного, Москва ЭКСМО  2011 г.
  2. Зигмунд Фрейд Психоаналитические этюды Москва Попурри 2001 г.
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E5%EA%F1%F3%E0%EB%FC%ED%FB%E9_%EA%EE%EC%EF%EB%E5%EA%F1

Comments are closed.

Добавить комментарий