Материалы съездов ТРИЗ-педагогов.

2022 год. Материалы 6 очередного (первого международного) съезда ТРИЗ-педагогов в Самаре.

Доклад автора самарской версии ТРИЗ-педагогики Шарипова Рашида Хамзовича:

 

2019 год. Доклад автора самарской версии ТРИЗ-педагогики Шарипова Р.Х. на очередном (пятом) съезде ТРИЗ-педагогов.

   Ситуация.

Наша цель – формирование творческой личности.

Стратегия формирования творческой личности состоит в решении четырех задач:                                                                                                                              1. Формирование мыслительного аппарата.                                                                                                                                      2. Формирование интеллекта.                                                                                                   3. Обучение методам полного процесса проектирования (ППП).                                                  4. Воспитание навыков практического применения методов ППП.

Инструментом формирования формировании творческой личности является самарский вариант ТРИЗ-педагогики.

 Методологической основой самарского варианта ТРИЗ-педагогики является фантастический рассказ автора теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)  Генриха Сауловича Альтшуллера «Третье тысячелетие», в котором он описывает принципы идеальной педагогической систему будущего:

  1. Педагогика должна быть направлена на подготовку универсалов, которые всё знают и всё умеют делать.
  2. Обучение начинается в раннем возрасте (до 5 лет) и заканчивается в возрасте 13 лет.
  3. Специализация происходит сама собой. Выбор специальности студен делает сам.
  4. Обучение производится с максимальной скоростью.
  5. Программа подготовки постоянно обновляется и дополняется.
  6. Учебные группы должны быть малыми (не более 5 человек).
  7. Педагог сам должен быть творческой личностью.

Кроме того, во избежание искажений в формировании субъективной картины мира и базы знаний, ребенок должен получать только качественную информацию.

Критерии качества информации:

  • Целесообразность;
  • Истинность;
  • Полнота;
  • Чистота;
  • Своевременность;
  • Алгоритмичность.

   Все эти стандарты воплощены в комплексной системной программе «Бакалибрики», состоящей из пяти подпрограмм:

  1. ТРИЗнички – для детей в возрасте от полугода до 2-х лет.
  2. ТРИЗунки – для детей от 2-х до 4-х лет.
  3. ТРИЗнечики – для детей от 4-х до 6-ти лет.
  4. ТРИЗайки – для детей от 6 до 8 лет.
  5. ТРИЗдос – для детей старше 8 лет.

Параллельно с освоением программы «Бакалибрики» дети должны участвовать в практическом применении полученных знаний. Для этого мы организовываем практические занятия – заседания методического совета, на котором решаются реальные изобретательские задачи и полевые/аграрные практики на которых дети осваивают элементарные навыки выживания.

Что нам противостоит?

  1. Общеобразовательная система, навязывая потребительскую жизненную позицию, задерживая развитие мыслительного аппарата, интеллекта и игнорируя новейшие достижения в области методологии технического творчества.
  2. Международная ассоциация ТРИЗ, выдавая различные модификации метода проб и ошибок за современную ТРИЗ, а ТРИЗ-андрогогику за ТРИЗ-педагогику и всячески зажимая информацию о существовании и достижениях самарского варианта ТРИЗ и самарского варианта ТРИЗ-педагогики.

 

Очередные задачи ТРИЗ-педагогики.

  1. Повышение качества и результативности работы ТРИЗ-педагогов на местах.
  2. Пропаганда стандартов и достижений самарского варианта ТРИЗ-педагогики.
  3. Дискредитация фальсификаций ТРИЗ и ТРИЗ-педагогики.
  4. Активизация изобретательской деятельности преподавателей и студентов ЭДИТ «Бакалибрики».

                                        Специалист ТРИЗ 4-го уровня  Шарипов Р.Х.

25 августа 2019 года.

 

Письмо сессии по ТРИЗ-педагогике ТРИЗ-фест 2019.

(обращение к Международной Ассоциации ТРИЗ)

 

Самарский вариант ТРИЗ-педагогики.

Стандарты самарского варианта ТРИЗ-педагогики.

   ТРИЗ- педагогика – это наука о формировании творческой личности. Методологической основой самарского варианта ТРИЗ-педагогики является фантастический рассказ автора теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)  Генриха Сауловича Альтшуллера «Третье тысячелетие», в котором он описывает принципы идеальной педагогической систему будущего:

  1. Педагогика должна быть направлена на подготовку универсалов, которые всё знают и всё умеют делать.
  2. Обучение начинается в раннем возрасте (до 5 лет) и заканчивается в возрасте 13 лет.
  3. Специализация происходит сама собой. Выбор специальности студен делает сам.
  4. Обучение производится с максимальной скоростью.
  5. Программа подготовки постоянно обновляется и дополняется.
  6. Учебные группы должны быть малыми (не более 5 человек).
  7. Педагог сам должен быть творческой личностью.

Кроме того, во избежание искажений в формировании субъективной картины мира и базы знаний, ребенок должен получать только качественную информацию.

Критерии качества информации:

  • Целесообразность;
  • Истинность;
  • Полнота;
  • Чистота;
  • Своевременность;
  • Алгоритмичность.

   Все эти стандарты воплощены в комплексной системной программе «Бакалибрики», состоящей из пяти подпрограмм:

  1. ТРИЗнички – для детей в возрасте от полугода до 2-х лет.
  2. ТРИЗунки – для детей от 2-х до 4-х лет.
  3. ТРИЗнечики – для детей от 4-х до 6-ти лет.
  4. ТРИЗайки – для детей от 6 до 8 лет.
  5. ТРИЗдос – для детей старше 8 лет.

Все подпрограммы, оформлены в виде электронных документов, удобных для преподавания с использованием компьютера и медиа устройств и преподаются на базе экспериментального детского института творчества (ЭДИТ) «Бакалибрики» и его филиалов.

Стратегия самарского варианта ТРИЗ-педагогики.

Стратегическими задачами ТРИЗ-педагогики являются:

  1. Формирования мыслительного аппарата;
  2. Формирования интеллекта;
  3. Формирование диалектического/творческого мышления;
  4. Закрепление творческих форм мышления на практике.

Мыслительный аппарат формируется путем интенсивного стимулирования всех центров ЦНС, принимающих участие в творческом мыслительном процессе – зрительные анализаторы, центр Вернике, центр Брока, лобные доли.

Интеллект формируется путем освоения полной базы энциклопедических знаний и сбалансированной субъективной картины мира.

Диалектическое/творческое мышление формируется путем изучения законов формальной логики, диалектической логики и методов полного процесса проектирования, в том числе и в первую очередь, методов ТРИЗ.

Для закрепления на практике творческих форм мышления организуются конкурсы юных изобретателей, тематические заседания методического совета и практические занятия, в том числе и выездные.    

               Тактики Самарского варианта ТРИЗ-педагогики

      Занятия в ЭДИТ проводятся один раз в неделю в течение учебного часа,  индивидуально или в парах. В течение недели пройденные материалы повторяются дома в течение 30-40 минут ежедневно с целью закрепления, для чего родители получают их в электронной форме. Программа «Бакалибрики» содержит в качестве профилирующих следующие сквозные курсы, направленные на развитие и закрепление когнитивных способностей студентов:

  1. Формальная логика;
  2. Развитие творческого воображения;
  3. Мнемотехника;
  4. Контрадикционный анализ;
  5. Конфликтный анализ;
  6. Техника быстрого чтения;
  7. Техника быстрого набора текста.
  8. Принципы разрешения технических противоречий.

Результативность самарского варианта ТРИЗ-педагогики.

Подробно о программе и ее результатах можно узнать на  нашем вебсайте.

   На сегодняшний день по программе ТРИЗнички прошли обучение 35 детей, по программе ТРИЗунки– 51 ребенок, по программе ТРИЗнечики, – 32 ребенка, по программе ТРИЗайки — 4 ребенка  полный курс обучения прошли двое детей. Из ТРИЗунков наиболее

значимых результатов добились Черноусова Алиса в возрасте 3 лет победила в конкурсе «Лучше всех», Турсуков Потап установил рекорд по мнемотехнике – запомнил 100 знаков после запятой числа π, из ТРИЗнечиков – Учайкин Артем победил в областном конкурсе юных изобретателей в 2018 году, из ТРИЗаек – Рящиков Владислав первое место в областном конкурсе юных изобретателей в 2018 году, из ТРИЗ-профи – Куркина Вероника  установила рекорд России в 2019году.                                                                                                                                                                                                                                 

 

Кроме того, Куркина Вероника имеет коричневый пояс по каратэ, заканчивает музыкальную школу по классу «фортепиано», завоевывала призовые места в областных конкурсах юных изобретателей в 2016, 2017 и 2018 годах, установила рекорды по мнемотехнике – 505 знаков после запятой числа π, по технике быстрого чтения – 794 слова в минуту, по помехоустойчивости – 3 минуты 12 секунд.

  Мы считаем, что разработанные нами и усовершенствованные с помощью ТРИЗ методы формирования творческой личности, сконцентрированные в программе Бакалибрики», позволяют нашим ученикам получать выдающиеся результаты в освоении углублённого курса школьной программы, а также развитии творческих и изобретательских способностей.

Вывод: Мы осознаём, что мы вначале большого и трудного пути по созданию альтернативного подхода в области образования и воспитания будущих поколений, который мы хотим предложить обществу. Полученные нами результаты дают нам уверенность в том, что мы на правильном пути, и мы готовы делиться с коллегами нашими разработками. Мы также приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных лиц, как из числа ТРИЗ специалистов, так и родителей, заинтересованных в развитии своих детей.

 Путь непростой, но дорогу осилит идущий!

  1. Специалист ТРИЗ 4-го уровня, исполнительный директор Ассоциации ЦИИО «ТРИЗ-Самара» Шарипов Р.Х. __________________