Говоря об интеллекте, сегодня многие родители отождествляют его с «общей одарённостью». Поэтому, часто приходится слышать, что ребёнок умный или не очень «из-за наследственности», «случайно», или вследствие иных неконтролируемых факторов.
Однако, специалистами в области педагогики и раннего развития давно выявлена связь интеллекта с обучением человека в сензитивный период. Если в сензитивный период у ребенка отсутствует достаточная стимуляция зон головного мозга – они формируются с отклонениями от нормы, и скомпенсировать этот процесс в дальнейшем – невозможно. Примером могут служить так называемые «дети-маугли» — выросшие вдали от цивилизации, вскормленные зверями, не контактировавшие с другими людьми. У таких детей объём головного мозга оказался ниже, чем у обычных детей, они вели себя неадекватно, их движения и повадки больше напоминали звериные, они не умели говорить, и испытывали огромные трудности при вхождении с общество. Большинство детей-маугли в итоге умерли в относительно молодом или юном возрасте. Следовательно, интеллект не является врождённым образованием, он не дан человеку «автоматически», и требует развития и тренировки.
Мы выяснили, что развитие интеллекта происходит только в социальной среде. Общаясь с ребёнком, родители и педагоги «загружают» в мозг ребёнка информация, формируя нейронные связи в головном мозге, стимулируя его рост и активность. Однако, не всякая информация усваивается ребёнком. Часто можно увидеть нежелание детей учиться, да и просто как-либо взаимодействовать со взрослыми. В этом случае происходит блокировка входящей информации. Вопреки мнению о том, что всякая информация «всё равно будет подсознательно усвоена».
Мы принимаем информацию лишь от тех, кого считаем компетентными, авторитетными лицами. Информация проходит в сознание только сверху вниз по вертикали власти. Например, мы вряд ли прислушаемся к тому, что говорит оборванец на улице, но, внимательно выслушаем монолог президента.
В семье вертикаль власти строится по принципу: отец-мать-ребенок. Однако, неподавленный Эдипов комплекс (комплекс Электры), приводит к нарушению данной иерархии. Возникает «иллюзия собственной исключительности» — ребёнок ощущает себя на вершине вертикали власти, королём (или королевой), который не обязан никого слушать и никому подчиняться. Такой ребёнок игнорирует предъявляемые ему сигналы, и нередко получает от врачей диагноз «аутизм». При этом, никакого аутизма там нет, есть «псевдоаутизм», выраженный в нежелании подчиняться и любой ценой сохранить за собой лидирующую роль.
Эдипов комплекс и комплекс Электры являются врождёнными. Однако, родители по-разному реагируют на проявление подобных комплексов. Некоторые родители сохраняют жёсткую вертикаль власти, предъявляя детям чёткие посильные требования, а некоторые – сами подчиняются собственным детям, не нагружают их мозг, бояться им повредить, проявив власть и волю. Отсюда и кажущийся случайным разброс в показателях интеллекта – одни дети представляются «одарёнными», а другие «глупыми» именно из-за различия в вертикалях власти и требованиях к ребёнку в разных семьях.
Однако, здесь возникает вопрос о том, какие требования к ребёнку являются посильными, адекватными его возрасту. Подготовка интеллектуально развитого человека сравнима с подготовкой спортсмена – необходима система комплексных упражнений и регулярные тренировки. Лёгкие задачи не будут способствовать развитию, а чрезмерно сложные – создадут отрицательную мотивацию обучения. Программа «Бакалибрики» содержит набор требований, необходимый для разного возраста ребёнка, обеспечивающий максимальное развитие интеллекта. Это обеспечивается путем активного формирования структур правого и левого полушария головного мозга, а также, межполушарных связей.
Отвечая на вопрос: «Сколько у Вас осталось времени на развитие интеллекта Вашего ребенка», мы приведём простую формулу – «6 лет минус возраст ребёнка». Период от 0 до 6 лет – наиболее сензитивный, поскольку именно в возрасте формируется подавляющее большинство структур головного мозга. Участки, которые не были развиты в этот период, не будут более сформированы никогда. Исходя из этого, родителям следует своевременно позаботиться о развитии интеллекта ребёнка.
Ульянов Андрей Андреевич