Школьные учебники, и написанные в них тексты, зачастую, воспринимаются родителями, учениками и учителями как абсолютная истина. Фраза «Рекомендовано Министерством Образования» служит своего рода сигналом к отключению критического восприятия написанного в таком издании.
Между тем, учебники сегодня полны противоречий, нарушений логики и таксономии. Следствием этого являются трудности усвоения материала учениками, отсутствие смысла обучения, непонимание его практической значимости. Рассмотрим некоторые из них на примере общеизвестного учебника биологии за 5 класс.
Первая часть называется «Живой организм: строение и изучение». В ней выделены главы:
- Что такое живой организм;
- Наука о живой природе;
- Методы изучения природы;
- Увеличительные приборы;
- Живые клетки;
- Химический состав клетки;
- Вещества и явления в окружающем мире;
- Великие естествоиспытатели.
Налицо нарушение логики и таксономии, которая не построена ни от «общего к частному», ни от «частного к общему», а также, наличие лишнего материала. Примером логичного построения является изложение основ биологии, начиная с клетки, и далее, по мере эволюционного развития, все живые организмы и растения. Попутно охватываются методы, которые сложно воспринимаются в отрыве от предмета изучения. Глава же «Увеличительные приборы» — не относится к предмету биологии и теме о живых организмах, это – область техники. «Химический состав клетки» — предмет органической химии, в биологии живой клетки нас интересует лишь её элементный состав. «Вещества и явления в окружающем мире» — тема из естествознания, общего курса физики. «Великие испытатели» — это глава о жизненных стратегиях творческой личности, истории науки, также не относящаяся к заявленному предмету. Что касается главы «Наука о живой природе» — это касается общей биологии и её методологии, но никак не живых организмов.
Таким образом, необходимым материалом по теме «Живой организм» являются лишь две главы: «Что такое живой организм» и «Живые клетки». При этом, существенно значимый материал о таксономии и описании живых организмов вынесен в другие главы. В результате, единый эволюционный процесс жизни на Земле воспринимается фрагментарно, без связи друг с другом. Путаница между грибами, растениями, животными, микроорганизмами, поскольку не выстроена чёткая логика описания.
Также существуют неверные определения, которые приводят к заблуждениям, и искажению картины мира. Например: «Развитие – это изменение в строении организма или его отдельных частей». Правильное понимание термина «развитие» связано с увеличением эволюционной эффективности системы. А изменением может быть рост опухоли, раны и т.п., которые лишь мешают эффективно развиваться.
Фраза «Жизнь – это движение. Это верно для всех живых организмов…» вводит в заблуждение, поскольку, ребёнок может начать воспринимать движущуюся технику как живые организмы, а растения, которые растут на одном месте – как неживые.
В ТРИЗ-2009 предложена логика описания всякого явления или предмета, путём составления досье. Такое досье включает:
- Определение — видовое сходство и родовое различие;
- Координаты – место, где данный объект можно наблюдать;
- Структуру – составные элементы;
- Функции – для чего служит, практическая значимость;
- Технологии – средства повышения эволюционной эффективности объекта;
- Признаки – свойства и качества, отличающие объект от других;
- Параметры – измеряемые характеристики объекта;
- Условия существования – необходимая среда для выживания;
- Онтогенез – развитие объекта на протяжении жизненного цикла;
- Филогенез – историческое развитие объекта.
Выстроенная подобным образом информация наиболее эффективно усваивается, что подтверждается детьми, обучающимися по программе «Бакалибрики».
Также, в рамках ТРИЗ-2009 введены критерии организации информации:
- Материалистичность; — соответствие требованиям диалектического материализма.
Назначение: Отсеивание пустых понятий и не существующих атрибутов и связей между явлениями. - Историчность — рассмотрения вопроса в развитии, а не в статике.
Назначение: Устранение ложных причинно-следственных связей. - Всесторонность — рассмотрение вопроса во всех взаимосвязях и зависимостях.
Назначение: Устранение фигур умолчания, политических (экономических и др.) предпочтений и предвзятостей автора. - Целесообразность — соответствие цели развития ТРИЗ, а не других методов.
Назначение: Устранение отклонений от линии развития ТРИЗ. - Условия применения — определение круга задач (если это инструмент), определение вида систем (если это связь явлений).
Назначение: Устранение ошибок использования. - Новизна — отличие от уже существующего в мире.
Назначение: Устранение топтания на месте, повторов и пересечений. - Работоспособность — возможность и способность производить изменения.
Назначение: Отсеивание неработоспособных инструментов. - Результативность — возможность и способность достигать заявленного результата.
Назначение: Отбор лучших инструментов для использования на практике.
Внимательно просмотрев учебники, и сравнив изложенную в них информацию по приведенным критериям, здравомыслящие родители и учителя смогут отбраковать ненужную информацию, тем самым, повысив успеваемость своих детей и учеников.
Ульянов Андрей Андреевич