Сегодня, многие родители, замечая какие-либо странности в поведении детей, без промедления отводят их к психологу или врачу. В результате детям часто ставят различные неутешительные диагнозы. Один из наиболее распространённых диагнозов – аутизм. Такой диагноз вызывает шок у родителей, которые начинают судорожно искать выход из сложившегося положения, пичкают ребёнка медикаментами, относятся к нему как к больному.
Тем не менее, даже врачи и психологи сегодня признаются, что постановка диагноза «аутизм» не имеет чётких критериев. Как правило, характеристиками аутизма считаются: нарушение социального взаимодействия, нарушения речи, стереотипные поведенческие реакции («зацикленность», повторение одинаковых действий).
Существует мнение, что ребёнок с аутизмом никогда не направляет вовне свою энергию, его действия лишены социального смысла. Однако, почему иногда такие дети общаются, всё понимают, и преследуют конкретные цели своими действиями?
Между тем, опыт показывает, что аутизма здесь нет совсем. Подлинный аутизм характеризуется абсолютным непринятием либо искажением сигналов внешнего мира. Такое возможно только в случае серьёзных органических повреждений головного мозга, и встречается крайне редко.
Всё то, что мы наблюдаем в большинстве случаев – это псевдоаутизм, вызванный неподавленным Эдиповым комплексом (комплексом Электры), и, как следствием, нежеланием подчиняться кому-либо, особенно родителям.
Суть комплекса Эдипа или Электры – восприятие родителя противоположного пола как романтического партнёра, а своего пола – как соперника. Во многих исследованиях, именно этот комплекс является основой формирования личности. Мы рассматриваем этот комплекс как преграду на пути развития интеллекта. При неподавленном Эдиповом комплексе (комплексе Электры), происходит следующее: ребёнок не подчиняется родителю противоположного пола, поскольку считает его своей собственностью, мужем/женой и т.п., устанавливая таким образом, симбиотические отношения, взывая к родительским чувствам, и вызывая ответные комплексы Иокасты и Гризельды у родителей. Родителю противоположного пола ребёнок не подчиняется, поскольку находится с ним в антагонистичных отношениях, пытается подавить его, показав тем самым, собственное превосходство.
Итогом такого нарушения становится «иллюзия собственной исключительности». Не имея авторитета в ключевых для себя родительских фигурах, ребёнок начинает считать, что ему всё сходит с рук, и начинает воспринимать себя как центр, главенствующую фигуру. Главным отрицательным моментом «иллюзии собственной исключительности» является непринятие информации, отрицание всего, что подаётся внешним миром, за исключением того, что нравится. Подобному царю или царице, такой ребёнок стремится жить исключительно в удовольствие, болезненно и крайне негативно (а порой и симптоматично) реагируя на всякое напряжение. Не признавая авторитета в родителях, такой ребенок не признает авторитета и в педагогах, и, его обучение, впоследствии, будет затруднено. Ребёнок может поддерживать псевдоаутическое состояние сколь угодно долго, создавая впечатление глупого, агрессивного, ненормально, но, добиваясь своей истинной внутренней цели – быть в центре внимания и контролировать ситуацию и поведение окружающих. В результате, возможно, в студенческом возрасте он перестанет дурачиться, но его интеллект и адаптационные способности будут куда слабее, чем у окружающих. Следствием этого будет неудовлетворённость жизнью, психосоматические заболевания, потеря смысла жизни.
Врачи говорят, что аутизм не лечится, а лишь поддаётся коррекции. И они правы. Правы, в случае с подлинным, физиологически обусловленным, аутизмом. Псевдоаутизм вполне реально исправляется безо всякого медикаментозного вмешательства.
Первое, что необходимо сделать при псевдоаутизме – установить вертикаль власти. Правильная вертикаль власти базируется на авторитете отца, и исходит от него. Матери в этом смысле заменить отца невозможно – у неё другие функции и паттерны поведения, но она должна грамотно использовать образ сильной отцовской фигуры. Только отец может поставить ребёнка в подчинённое положение. В подчинённом положении ребёнок начинает воспринимать информацию от тех, кому он подчиняется, и, таким образом, начинает обучаться. Вертикаль власти формируется посредством чётко организованной дисциплины, когда нарушение обязательно приводит к отрицательному подкреплению (тайм-аут, лишение удовольствий), а правильное выполнение — к положительному (похвала, бонусы). Выстроенная и закреплённая вертикаль власти подавляет развитие комплексов Эдипа и Электры, создавая, тем самым, не только условия для успешного раннего развития, но и нейтрализуя множество семейных конфликтов, которые ребёнок с указанными комплексами вызывает, сталкивая родителей между собой Необходимо помнить, что вертикаль власти нужно установить в максимально раннем возрасте. Тогда время, которое родители тратят на уговоры и сопротивление ребёнка, можно потратить на его обучение и другие более полезные и приятные занятия.
Поэтому родителям, которые услышали диагноз «аутизм», не следует впадать в панику и поддаваться негативным эмоциям. И, главное, ни в коем случае, не давать ребёнку медикаментозные средства, которые направлены на подавление нервных клеток и активности мозга, формируя из ребёнка зависимого от лекарств зомби. Если вам кажется, что у Вашего ребёнка аутизм, специалисты центра раннего развития «Бакалибрики» окажут вам квалифицированную консультационную и практическую помощь, помогут выявить псевдоаутизм и избавиться от него без дорогостоящего лечения.
Ульянов Андрей Андреевич