2022 год. Материалы 6 очередного (первого международного) съезда ТРИЗ-педагогов в Самаре.
Доклад автора самарской версии ТРИЗ-педагогики Шарипова Рашида Хамзовича:
2019 год. Доклад автора самарской версии ТРИЗ-педагогики Шарипова Р.Х. на очередном (пятом) съезде ТРИЗ-педагогов.
Ситуация.
Наша цель – формирование творческой личности.
Стратегия формирования творческой личности состоит в решении четырех задач: 1. Формирование мыслительного аппарата. 2. Формирование интеллекта. 3. Обучение методам полного процесса проектирования (ППП). 4. Воспитание навыков практического применения методов ППП.
Инструментом формирования формировании творческой личности является самарский вариант ТРИЗ-педагогики.
Методологической основой самарского варианта ТРИЗ-педагогики является фантастический рассказ автора теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Генриха Сауловича Альтшуллера «Третье тысячелетие», в котором он описывает принципы идеальной педагогической систему будущего:
- Педагогика должна быть направлена на подготовку универсалов, которые всё знают и всё умеют делать.
- Обучение начинается в раннем возрасте (до 5 лет) и заканчивается в возрасте 13 лет.
- Специализация происходит сама собой. Выбор специальности студен делает сам.
- Обучение производится с максимальной скоростью.
- Программа подготовки постоянно обновляется и дополняется.
- Учебные группы должны быть малыми (не более 5 человек).
- Педагог сам должен быть творческой личностью.
Кроме того, во избежание искажений в формировании субъективной картины мира и базы знаний, ребенок должен получать только качественную информацию.
Критерии качества информации:
- Целесообразность;
- Истинность;
- Полнота;
- Чистота;
- Своевременность;
- Алгоритмичность.
Все эти стандарты воплощены в комплексной системной программе «Бакалибрики», состоящей из пяти подпрограмм:
- ТРИЗнички – для детей в возрасте от полугода до 2-х лет.
- ТРИЗунки – для детей от 2-х до 4-х лет.
- ТРИЗнечики – для детей от 4-х до 6-ти лет.
- ТРИЗайки – для детей от 6 до 8 лет.
- ТРИЗдос – для детей старше 8 лет.
Параллельно с освоением программы «Бакалибрики» дети должны участвовать в практическом применении полученных знаний. Для этого мы организовываем практические занятия – заседания методического совета, на котором решаются реальные изобретательские задачи и полевые/аграрные практики на которых дети осваивают элементарные навыки выживания.
Что нам противостоит?
- Общеобразовательная система, навязывая потребительскую жизненную позицию, задерживая развитие мыслительного аппарата, интеллекта и игнорируя новейшие достижения в области методологии технического творчества.
- Международная ассоциация ТРИЗ, выдавая различные модификации метода проб и ошибок за современную ТРИЗ, а ТРИЗ-андрогогику за ТРИЗ-педагогику и всячески зажимая информацию о существовании и достижениях самарского варианта ТРИЗ и самарского варианта ТРИЗ-педагогики.
Очередные задачи ТРИЗ-педагогики.
- Повышение качества и результативности работы ТРИЗ-педагогов на местах.
- Пропаганда стандартов и достижений самарского варианта ТРИЗ-педагогики.
- Дискредитация фальсификаций ТРИЗ и ТРИЗ-педагогики.
- Активизация изобретательской деятельности преподавателей и студентов ЭДИТ «Бакалибрики».
Специалист ТРИЗ 4-го уровня Шарипов Р.Х.
25 августа 2019 года.
Письмо сессии по ТРИЗ-педагогике ТРИЗ-фест 2019.
(обращение к Международной Ассоциации ТРИЗ)
Самарский вариант ТРИЗ-педагогики.
Стандарты самарского варианта ТРИЗ-педагогики.
ТРИЗ- педагогика – это наука о формировании творческой личности. Методологической основой самарского варианта ТРИЗ-педагогики является фантастический рассказ автора теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Генриха Сауловича Альтшуллера «Третье тысячелетие», в котором он описывает принципы идеальной педагогической систему будущего:
- Педагогика должна быть направлена на подготовку универсалов, которые всё знают и всё умеют делать.
- Обучение начинается в раннем возрасте (до 5 лет) и заканчивается в возрасте 13 лет.
- Специализация происходит сама собой. Выбор специальности студен делает сам.
- Обучение производится с максимальной скоростью.
- Программа подготовки постоянно обновляется и дополняется.
- Учебные группы должны быть малыми (не более 5 человек).
- Педагог сам должен быть творческой личностью.
Кроме того, во избежание искажений в формировании субъективной картины мира и базы знаний, ребенок должен получать только качественную информацию.
Критерии качества информации:
- Целесообразность;
- Истинность;
- Полнота;
- Чистота;
- Своевременность;
- Алгоритмичность.
Все эти стандарты воплощены в комплексной системной программе «Бакалибрики», состоящей из пяти подпрограмм:
- ТРИЗнички – для детей в возрасте от полугода до 2-х лет.
- ТРИЗунки – для детей от 2-х до 4-х лет.
- ТРИЗнечики – для детей от 4-х до 6-ти лет.
- ТРИЗайки – для детей от 6 до 8 лет.
- ТРИЗдос – для детей старше 8 лет.
Все подпрограммы, оформлены в виде электронных документов, удобных для преподавания с использованием компьютера и медиа устройств и преподаются на базе экспериментального детского института творчества (ЭДИТ) «Бакалибрики» и его филиалов.
Стратегия самарского варианта ТРИЗ-педагогики.
Стратегическими задачами ТРИЗ-педагогики являются:
- Формирования мыслительного аппарата;
- Формирования интеллекта;
- Формирование диалектического/творческого мышления;
- Закрепление творческих форм мышления на практике.
Мыслительный аппарат формируется путем интенсивного стимулирования всех центров ЦНС, принимающих участие в творческом мыслительном процессе – зрительные анализаторы, центр Вернике, центр Брока, лобные доли.
Интеллект формируется путем освоения полной базы энциклопедических знаний и сбалансированной субъективной картины мира.
Диалектическое/творческое мышление формируется путем изучения законов формальной логики, диалектической логики и методов полного процесса проектирования, в том числе и в первую очередь, методов ТРИЗ.
Для закрепления на практике творческих форм мышления организуются конкурсы юных изобретателей, тематические заседания методического совета и практические занятия, в том числе и выездные.
Тактики Самарского варианта ТРИЗ-педагогики
Занятия в ЭДИТ проводятся один раз в неделю в течение учебного часа, индивидуально или в парах. В течение недели пройденные материалы повторяются дома в течение 30-40 минут ежедневно с целью закрепления, для чего родители получают их в электронной форме. Программа «Бакалибрики» содержит в качестве профилирующих следующие сквозные курсы, направленные на развитие и закрепление когнитивных способностей студентов:
- Формальная логика;
- Развитие творческого воображения;
- Мнемотехника;
- Контрадикционный анализ;
- Конфликтный анализ;
- Техника быстрого чтения;
- Техника быстрого набора текста.
- Принципы разрешения технических противоречий.
Результативность самарского варианта ТРИЗ-педагогики.
Подробно о программе и ее результатах можно узнать на нашем вебсайте.
На сегодняшний день по программе ТРИЗнички прошли обучение 35 детей, по программе ТРИЗунки– 51 ребенок, по программе ТРИЗнечики, – 32 ребенка, по программе ТРИЗайки — 4 ребенка полный курс обучения прошли двое детей. Из ТРИЗунков наиболее
значимых результатов добились Черноусова Алиса в возрасте 3 лет победила в конкурсе «Лучше всех», Турсуков Потап установил рекорд по мнемотехнике – запомнил 100 знаков после запятой числа π, из ТРИЗнечиков – Учайкин Артем победил в областном конкурсе юных изобретателей в 2018 году, из ТРИЗаек – Рящиков Владислав первое место в областном конкурсе юных изобретателей в 2018 году, из ТРИЗ-профи – Куркина Вероника установила рекорд России в 2019году.
Кроме того, Куркина Вероника имеет коричневый пояс по каратэ, заканчивает музыкальную школу по классу «фортепиано», завоевывала призовые места в областных конкурсах юных изобретателей в 2016, 2017 и 2018 годах, установила рекорды по мнемотехнике – 505 знаков после запятой числа π, по технике быстрого чтения – 794 слова в минуту, по помехоустойчивости – 3 минуты 12 секунд.
Мы считаем, что разработанные нами и усовершенствованные с помощью ТРИЗ методы формирования творческой личности, сконцентрированные в программе Бакалибрики», позволяют нашим ученикам получать выдающиеся результаты в освоении углублённого курса школьной программы, а также развитии творческих и изобретательских способностей.
Вывод: Мы осознаём, что мы вначале большого и трудного пути по созданию альтернативного подхода в области образования и воспитания будущих поколений, который мы хотим предложить обществу. Полученные нами результаты дают нам уверенность в том, что мы на правильном пути, и мы готовы делиться с коллегами нашими разработками. Мы также приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных лиц, как из числа ТРИЗ специалистов, так и родителей, заинтересованных в развитии своих детей.
Путь непростой, но дорогу осилит идущий!
- Специалист ТРИЗ 4-го уровня, исполнительный директор Ассоциации ЦИИО «ТРИЗ-Самара» Шарипов Р.Х. __________________