Когда я пришел на завод и попытался применить свои знания, полученные в Университете, мне сказали: «Забудь, чему тебя учили в институте, не умничай, делай, что тебе говорят». И меня это не удивило, потому что я это уже слышал, когда поступил в Университет, где мне сказали: «Забудь все, чему тебя учили в школе, осваивай новые знания». Что-то подобное было и при поступлении в первый класс, где любое мое высказывание пресекалось презрительным – «это бабушкины сказки». То есть, обучение в школе никак не было связано с дошкольной жизнью, школьная жизнь никак не была связана со студенческой, а студенческая – с производственной и это не было следствием перездов, поскольку переездов у меня не было. Не думаю, что ситуация с преемственностью образовательных программ детского сада, школы и вуза сильно изменилась к настоящему моменту. Это главная ошибка – разрыв образовательного процесса. Должна быть построена непрерывная образовательная система, которая сопровождала бы человека от рождения до рабочего места, без повторов, разрывов и пустых трат времени. Программа «Бакалибрики» именно такая программа, но она еще не достроена до конца, сейчас мы на уровне 5 класса средней школы. Поэтому сейчас в фокусе нашего внимания учебники 5 класса. Начнем с биологии.
Логический анализ учебника биологии за 5 класс авторов А.А.Плешаков, Н.И.Сонин.
Ошибки построения курса:
1. Часть 1. «Живой организм строение и изучение.
Ошибка №1:
Третьим пунктом идет раздел «Методы изучения природы». Стр. 17 — содержание текста не соответсвует заявленной теме. Методы – это раздел методологии, а не биологии. Нарушение закона тождества.
Ошибка №2:
Четвертым пунктом идет раздел «Увеличительные приборы». Стр.23. Увеличительные приборы – это раздел приборостроения, а не биологии. Нарушение закона тождества.
Ошибка №3
Раздел 8 «Великие естествоиспытатели». Стр. 47. Биографии и достижения естествоиспытателей – это раздел темы «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ) или «Жизненные стратегии творческих личностей» (ЖСТЛ). Нарушение закона тождества.
Часть 2. Многообразие живых организмов.
Ошибка №4 Раздел 9. Как развивалась жизнь на Земле. Это из палеонтологии. Нарушение закона тождества.
Часть 4. Человек на Земле.
Вся часть целиком – это раздел, посвященный человеку. Изучением человека занимается Антропология.
Память человека устроена системно, логично. Нарушение логики затрудняют процесс вспоминания. Допустим ребенок отлично подготовился к экзамену по биологии и знает все ответы на все вопросы из биологии, а ему на экзамене попадается три вопроса – первый о строении микроскопа, второй — о жизни великого естествоиспытателя, третий из палеонтологии. Это верная двойка студенту, отлично знающему биологию.
В программе «Бакалибрики» все разложено по полочкам. Приборы изучаются в разделе «Приборостроение», биографии ученых и изобретателей в разделе «ЖСТЛ», история человечества – в разделе «Филогенез». Осталось только согласовать школьные требования с нашей программой. Для этого члены методического совета создают электронные учебники, содержащие полную информацию по изучаемой теме и навигаторы, по тем фрагментам, знание которых требуются в учебнике. Навигатор по любой теме содержит разделы:
- База знаний.
- Досье на элементы базы.
- Законы, эффекты, явления.
- Техническое обеспечение.
- Технологии.
- Гипотезы.
- Жизненные стратегии творческой личности.
Такие электронные учебники позволят быстро и эффективно готовиться к зачетам и экзаменам. Предполагается, что на них будет спрос у детей, и подростков, занимающихся спортом и вынужденных пропускать занятия в школе/вузе из-за соревнований и гастролей, а также детям, по разным причинам желающим перейти на семейное обучение или экстернат.