Как развить творческую личность? Каковы её особенности? На что конкретно обратить внимание при её воспитании? Подобные вопросы часто возникают в практике взаимодействия с родителями. Формирование способной к изобретательству высшего порядка творческой личности предполагает развитие интеллекта, в сочетании с освоением курса полного процесса проектирования.
Говоря о развитии интеллекта, как информационной составляющей активной системы, мы имеем в виду развитие базы знаний, логики и воображения. Эти три кита интеллекта мы рассмотрим подробнее, и разберёмся в их соотношении.
База знаний является тем массивом информации, которая поступает в мозг ребёнка из внешнего мира. Это все знания об окружающей реальности — космосе, планете Земля, её атмосфере, гидросфере и литосфере, биосфере, антропосфере. Всякое обучение начинается с формирования базы знаний. Это — тот фундамент, на котором в дальнейшем базируется логика и воображение, и это самый объёмный по содержанию компонент интеллекта. Не зная, как устроен мир, мы не сможем его улучшить. Не понимая сути явлений, мы не можем ими управлять и прогнозировать. Базу знаний можно сравнить с жёстким диском компьютера, в котором хранится множество данных, и, которые, при необходимости, можно извлечь для работы. Формирование чанка (образ+слово) — есть формирование элемента базы знаний.
Логика состоит из мыслительных операций по работе с существующими элементами базы знаний — их сравнению, обобщению, классификации. С самого начала у ребёнка формируются логические операции идентификации (установление сходства), и аутентификации (установление различий). Логическая единица включает в себя одно логическое действие, совокупность которых тесно связана с построением правильного мышления, и оказывает влияние на все остальные познавательные процессы. Логика по принципу функционирования сравнима с работой компьютерного процессора, постоянно связывая элементы базы знаний в единую программу мышления при помощи логических операций. Логика крайне важна при формировании понятий, построении грамотных определений типа «родовое сходство + видовое отличие», а также является основой всех математических действий, таких, как сложение, вычитание, равенство и т.д. «Красное яблоко похоже на помидор», «самолёт летает быстрее воробья», «эти кубики одинаковые» — всё это примеры логических операций.
Воображение является ещё более широкой структурой интеллекта, связывая логику и базу знаний. Оно показывает, какое количество логических операций мы можем совершить с элементом базы знаний. Кроме того, воображение позволяет выйти за пределы существующих элементов базы знаний, создавая новые её элементы, формируя креативную, или даже, фантастическую, логику. Тем самым, проявляется взаимодействие воображения, базы знаний и логики. Представление «того, чего нет», того что не дано нам в непосредственном чувственном опыте, всецело является работой воображения. Развитие воображения ребёнка напрямую связано с его способностью находить верные решения. Чем выше воображение, тем большее количество свойств, функций, изменений системы способен охватить и удерживать в сознании ребёнок. Воображение можно сравнить с оперативной памятью компьютера, которая позволяет «достать и обработать» нужную информацию». И, подобно тому, как обладающий низкой оперативной памятью компьютер «тормозит», так и ребёнок с низко развитым воображением характеризуется невысокими способностями к работе с информацией.
Рассмотрим взаимодействие всех китов интеллекта. Возьмём любой объект реальности, например, чайник. Знание определения чайника, его свойств и характеристик (в нём кипятят воду, потребляет электричество, имеет рукоятку и носик) — база знаний. Понимание того, что чайник тяжелее чашки, что он относится к электрическим бытовым приборам — логика. Представление о том, что чайник может взорваться при неправильной эксплуатации, или идея использовать его как кастрюлю для супа — воображение.
Сегодня, существенной проблемой является то, что традиционная система образования не направлена на системное и гармоничное развитие всех структур интеллекта. В основном, там сделан упор на построение базы знаний (как правило, бессистемно, с нарушением критерия качества информации), с небольшой примесью логики. Воображению же времени практически не уделяется. Исходя из такого подхода, максимальным результатом традиционной системы образования может быть лишь воспроизводящее, конвергентное мышление, затрудняющего способность создавать и реализовывать действительно оригинальные идеи. Вывод прост: в общеобразовательной системе киты интеллекта находятся на грани вымирания.
Где же тогда отыскать большое их количество, необходимое и достаточное для каждого из наших детей? Программа «Бакалибрики» содержит полный набор упражнений, направленных на развитие базы знаний, логики и воображения. При этом, набор упражнений подобран логично, с соблюдением критериев качества информации, и, в высокой степени охватывает все интеллектуальные процессы. Таким образом, можно сказать, что «Бакалибрики» — настоящий природный заповедник для китов интеллекта, открытый для всех, кто понимает их важность для ребёнка.
(Ульянов Андрей Андреевич)