ЧЕМУ УЧИТЬ ДЕТЕЙ В ТРЕТЬЕМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ?
«Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения. Это во-1-х.
Во-2-х, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, «самодвижении» (как говорит иногда Гегель), изменении. По отношению к стакану это не сразу ясно, но и стакан не остается неизменным, а в особенности меняется назначение стакана, употребление его, связь его с окружающим миром.
В-3-х, вся человеческая практика должна войти в полное «определение» предмета и как критерий истины и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку.
В-4-х диалектическая логика учит, что «абстрактной истины нет, что истина всегда конкретна», как любил говорить вслед за Гегелем покойный Плеханов. […]
Я, разумеется, не исчерпал понятия диалектической логики. Но пока довольно и этого. Можно перейти от стакана к профсоюзам и к платформе Троцкого.
В.И. Ленин. ПСС, т.42, Стр. 289-290
То есть, к требованиям диалектической логики относятся:
- Всесторонность.
- Рассмотрение в развитии.
- Полнота.
- Истинность.
- Практическая направленность.
- Конкретность.
Для обеспечения истинности необходимо следовать законам формальной логики. Получается, что формальная логика не противостоит диалектической, а обеспечивает ее существование. То есть, законы формальной логики являются первичными по отношению к требованиям диалектической логики, поэтому, в процессе изучения диалектической логики мы будем строго следовать законам формальной логики:
- Закону тождества;
- Закону достаточного основания;
- Закону противоречия;
- Закону исключенного третьего.
В.И.Ленин утверждает, что невозможно достичь всесторонности рассмотрения, но все-же мы попытаемся сделать это. С этой целью рассмотрим атрибуты (неотъемлемые свойства) любого материального объекта, любого явления и постараемся охватить их все:
- Место в общей классификации всех явлений окружающего мира.
- Место в пространстве и времени.
- Внутреннее строение.
- Внешние изменения, которые способно производить это явление.
- Способы воздействия на это явление, способные его видоизменить нужным образом.
- Отличительные признаки, с помощью которых можно понять, что это именно то явление, которое мы рассматриваем, а не что-то другое.
- Числовые характеристики, явления.
- Условия, при которых это явление сохраняется и еще остается самим собой.
- Отношения, в которые это явление вступает с другими явлениями.
- Развитие единичного явления от его появления до исчезновения, распада.
- Развитие вида, частью которого является рассматриваемое явление.
Для того, чтобы при рассмотрении ничего не упустить, будем пользоваться мнемотехнической схемой, которую назовем «оператором всесторонности»:
Рис.1 Оператор всесторонности рассмотрения явления.
Теперь рассмотрим каждый из элементов оператора всесторонности отдельно.
- Любой объект является только частью какого-то множества (рода). Для того, чтобы понять, что из себя представляет объект рассмотрения, мы должны отнести его к этому роду, иначе, мы рискуем перепутать его с чем-то другим, носящем такое же название, но входящее в другое множество (род) и, тем самым, нарушить закон тождества.
В рамках одного множество можно перепутать объекты друг с другом, и опять же нарушить закон тождества, поэтому необходимо указать активный отличительный признак. В результате получаем определение понятия через род и видовое отличие.
Рис.2 Оператор родо-видового определения понятий.
Для учета всех элементов множества (рода) с целью обеспечения требования полноты рассмотрения, существуют такие инструменты, как морфологическая ось, морфологическая таблица, морфологическая матрица и куб (параллелепипед) Фрица Цвикки.
Рис.3 Куб Цвикки.
- Конкретное явление существует в конкретной точке пространства и в течение определенного времени, то есть, у него с необходимостью должны быть пространственные и временные координаты. Для определения положения в пространстве существуют системы координат – декартова, полярная, цилиндрическая, географическая, астрономическая.
Рис.4 Системы координат.
Для определения временной координаты существует так называемая «лента времени».
Рис.5 Лента времени.
- Структура определяется составными элементами и связями между ними. Для изучения структуры служит скользящий структурный оператор:
Рис.6 Скользящий структурный оператор.
и оператор полноты активной системы, предложенный Г.С.Альтшуллером:
Рис.7 Оператор полноты активной системы.
- Внешние изменения, которые производит явление описываются таким понятием, как «функция». Функция – это роль объекта в заданной системе отношений. Любое изменение имеет определенные причины и приводит к определенным последствиям. Наиболее полно и точно описать функции и функциональные связи позволяет диаграмма Исикавы Каору, так называемый, «рыбий скелет»:
Рис. 8 Диаграмма Исикавы Каору.
- Совокупности/последовательности целесообразных полезных действий называются технологиями (алгоритмамия, рецептами). Технологии осуществляются с помощью инструментов и более развитых технических систем. Некоторые технологии предполагают использование расходных материалов. Наиболее точная и полная технология мышления описывается оператором полного процесса проектирования (ППП):
Рис. 9 Оператор полного процесса проектирования (ППП).
- Признаки – это такие чувственно воспринимаемые сигналы, излучаемые /испускаемые явлением, которые выделяют его из окружающей среды и позволяют нам однозначно идентифицировать это явление с его названием. К ним относятся – контуры (форма), окрас (цвет), вкус, запах, температура, вес, фактура, гладкость/шероховатость/липкость, влажность, подвижность. Для идентификации человека служит его портрет – графический или словесный. Полнота словесного портрета обеспечивается применением специального оператора:
Рис.10 Признаковый оператор.
- Параметры (любые числовые характеристики явления) имеют свойства меняться как в филогенезе, так и в онтогенезе. Однако, наши представления о некоторых параметрах остаются неизменными. Для приведения в соответствие возможных изменений параметров явления с нашими представлениями о них служит оператор числовой оси, предложенный Г.С.Альтшуллером и, предложенный им же, оператор РВС (размеры, время, стоимость). Оператор числовой оси, предлагающий мысленно изменять именно эти параметры с тем, чтобы избавиться от навязчивых представлениях о них.
Рис.11 Оператор РВС.
- Условия существования. В разных местах планеты имеют место разные условия — среда, влажность, давление, температура. При одних условиях явления происходят, при других – нет. Поэтому, при описании явления необходимо учитывать и условия их существования. Для учета условий существования применяется условный оператор:
Рис. 12 Условный оператор.
- Любое явление вступает в отношения с объектами окружающей среды. Особый интерес представляют отношения активных систем. В силу всеобщности закона единства и борьбы противоположностей, каждый объект включен в какие-то виды борьбы и выстраивает свои отношения в соответствии с этим. Различают отношения нейтралитета, комплиментарные отношения и антагонистические отношения. Реляционный оператор позволяет учитывать наличие этих отношений:
Рис.13 Реляционный оператор.
Антагонистические отношения (конфликты) делятся на типы:
— «Хищник-жертва»
— «Пилот-препятствие»
— «Хозяин-паразит»
— «Дёготь-мёд»
— «Датчик-искомый объект».
Учесть все виды конфликтных отношений позволяет конфликтный оператор:
Рис.14 Конфликтный оператор.
- Онтогенез – это развитие отдельно взятой, конкретной особи от рождения/сборки до смерти/утилизации. Учитывать этапы индивидуального развития технической системы позволяет онтогенетический оператор.
Рис.15 Онтогенетический оператор.
- Филогенез – это история развития вида активных систем. История технической системы начинается с простого инструмента и заканчивается специализированным роботом. Этапы исторического развития технической системы учитывает филогенетический оператор.
Рис.16 Филогенетический оператор.
Вышеперечисленные операторы позволяют выполнить все требования диалектической логики и должны входить в программу правильного общего образования ребенка. Теперь мы можем ответить на вопрос – чему учить детей в третьем тысячелетии. Детей в третьем тысячелетии надо учить диалектической логике.
Наиболее близко к обучению диалектической логике подошла программа «Бакалибрики» и ТРИЗ-педагоги, работающие по этой программе. Однако, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) является всего лишь частью диалектической логики, поскольку вся она только частично входит в 3, 7, 8 и 9 пункты оператора всесторонности. Поэтому правильнее называть педагогов, работающих по программе «Бакалибрики» не ТРИЗ-педагогами а ДЛ-ТРИЗ-педагогами, то есть, педагогами, обучающими детей в первую очередь диалектической логике, а уж потом ТРИЗ, но уже во вторую очередь.
На очередном (четвертом) съезде ТРИЗ-педагогов, состоявшемся 26 августа 2018 года было принято решение о внесении поправок в оператор всесторонности (добавлен реляционный оператор и уточнен условный оператор), а также о переаттестации ТРИЗ-педагогов с целью приведения их квалификации в соответствие с требованиями диалектической логики.
Автор программы «Бакалибрики», специалист ТРИЗ 4 уровня Шарипов Р.Х.
Самара 2018 г.