Интеллект(от лат. Intellectus — понимание, познание) – это информационная составляющая эволюционной эффективности активной системы.
Мыслительный аппарат включает в себя: подсистему ввода информации, подсистему обработки информации, подсистему вывода информации и/или исполнительное устройство. У человека – это органы чувств, головной мозг, речевой аппарат и/ или опорно-двигательный аппарат.
Структура интеллекта:
- Аксиоматика;
- База знаний;
- Картина мира;
- Логика;
- Воображение.
Для выживания в разных условиях активной системе требуются разные виды интеллекта. Например, лауреат Нобелевской премии по физике будет совершенно беспомощен в условиях джунглей Амазонии. Он там не проживет и трех дней, а ненецкий шаман, способный выживать в тяжелейших условиях Арктики, не сможет выжить в Нубийской пустыне. То есть, разные условия существования предъявляют активной системе и ее эволюционной эффективности разные требования, поэтому и существуют разные виды специальных интеллектов:
Виды специальных интеллектов:
- Интеллект собирателя;
- Интеллект охотника/рыболова;
- Интеллект крестьянина;
- Интеллект ремесленника/рабочего;
- Интеллект воина;
- Интеллект руководителя;
- Интеллект творческой личности (инженера, изобретателя, поэта, художника, композитора);
- Интеллект ученого.
Каждый вид интеллекта имеет свою аксиоматику, свою базу знаний и картину мира, пользуется своей специфической логикой и своим видом воображения, поэтому и измерять каждый вид интеллекта необходимо на специфическом материале. Универсальный интеллект – это сумма специальных интеллектов.
9. Универсальный интеллект = интеллект собирателя + интеллект охотника/рыболова + интеллект крестьянина + интеллект ремесленника/рабочего + интеллект воина + интеллект руководителя + интеллект инженера/изобретателя + интеллект ученого.
Программа «Бакалибрики» направлена на формирование универсального интеллекта, обеспечивающего активной системе самую высокую эволюционную эффективность. Для целенаправленного и корректного развития интеллекта необходимо уметь его измерять.
Измерение интеллекта собирателя
Аксиоматика собирателя – Аниматизм (от лат. animatus — одушевлённый) — вера в безличную одушевлённость природы или отдельных её частей.
Это своего рода мнемотехнический прием, позволяющий запомнить и передавать из поколения в поколение эмпирические знания о полезных (добрых) растениях и грибах и условиях существования (теплое время года, благоприятная погода, съедобные и лекарственные растения, очаг, родственники, друзья) и вредных и опасных (злых) растениях и условиях существования (холодное, время года, дождливая, снежная, ветреная погода, гроза, лавины, сели, землетрясения, цунами, пожары, ядовитые и вредные для здоровья растения и грибы, хищных и опасные животные). Такой подход повышает выживаемость активной системы (человека, семьи, племени) и ее эволюционную эффективность в условиях отсутствия письменности, техники, производительных технологий. Аксиоматики собирателя сохраняется и передается из поколения в поколение через устное народное творчество – сказки, притчи, песни.
Жизнь и эволюционная эффективность собирателя зависит от базы знаний о растениях, способах их сбора, хранения, подготовки и употребления.
Поэтому, измерение интеллекта собирателя начинается с измерения базы знаний о растениях и их свойствах (атрибутах).
База знаний собирателя из чанков, собранных в следующие таксоны:
Травы, кустарники, деревья, грибы.
Чанк засчитывается только в том случае, если собиратель может по названию растения определить его внешний вид, а по внешнему виду определять его название.
Логика собирателя:
- Деление растений на съедобные, ядовитые, лечебные.
- Деление растений на травы, кустарники, деревья, лианы.
- Структурирование: Листья, ветки, стволы, корни, цветы, плоды.
- Ранжирование съедобных частей растений по основанию «калорийность».
- Смысловые оси: Время суток. Времена года, месяцы, погода.
- Причинный анализ: Симптомы отравления, меры безопасности, лечение.
Технологии собирателя:
- Изготовление деревянных и каменных инструментов.
- Плетение веревок, обуви, головных уборов, ковриков.
- Ткачество из растительных волокон.
- Посуда из растительных материалов: бочки, кадки, ложки, кружки, туески, корзинки и т.п.
- Жилище и мебель из растительных материалов.
- Добывание огня.
- Инструменты для сбора ягод, шишек, орехов, грибов.
- Ориентация в ночное и дневное время суток.
- Определение времени года.
- Определение времени суток.
- Сбор.
- Доставка.
- Хранение.
- Приготовление.
- Употребление.
- Утилизация.
- Защита от природных явлений, хищников, болезней (лечение).
Воображение собирателя:
Комбинации деревянных и каменных орудий труда.
Антропоморфизация природных явлений.
Сказки.
«Колобок» символизировал Луну и то, как меняется месяц на небе — от полного, то тонкого, серповидного «ломтя». Потому что остальное уже «скушали»…