Образовательные стратегии. Часть 2. Система мотиваций.

Часто приходится слышать жалобы родителей на детей, не желающих ничего делать.  Эта болезнь называется «демотивация». Для борьбы с этой болезнью необходимо знать, как выглядит здоровая, правильная мотивация, какие факторы разрушают эту систему и как правильно мотивировать ребенка.

Правильная, устойчивая мотивация должна представлять из себя систему – целесообразную совокупность функционально связанных элементов, похожую по структуре на диаграмму Исикавы Каору:

Фундамент мотивации – целеполагание. В вершине системы целей должна находиться стратегическая Достойная цель, которая является результатом достижения нескольких вспомогательных, тактических целей, каждая из которых является результатом достижения нескольких оперативных целей. Оперативные цели достигаются путем решения оперативных задач.

Таким образом, ключевым элементом системы мотиваций является Достойная цель. Достойная цель человека должна быть направлена на наращивание эволюционной эффективности человечества, все остальные цели не тянут на звание Достойной. То есть, главное в Достойной цели – это мировой масштаб.

Эволюционная активность складывается из активности (возможности и способности производить внешние изменения), защищенности (возможности и способности предотвращать внешние изменения), гармонии (бесконфликтности) и идеальности (беззатратности). Поэтому, достойная цель должна быть направлена на получение определенных достижений в одном или нескольких из этих четырех направлений.

Выбор направления ребенок должен сделать сам и как можно раньше. Для этого ему надо иметь перед глазами как можно более полную базу знаний и как можно более объективную картину мира.

При выборе Достойной цели следует руководствоваться методами целеполагания, например, методом Наполеона (Требуй невозможного- получишь максимум), методом Королева. (ракета под водой – абсурд, но именно поэтому я этим займусь), методом Бартини (Красные самолеты будут летать лучше черных).

После выбора Достойной цели необходимо определить необходимые и достаточные условия ее достижения. Каждое из этих условий и будет являться тактической целью, а каждое из условий достижения тактической цели будет являться оперативной целью.

Например, стратегической Достойной целью Игоря Сикорского было создание вертолета.  Для достижения этой цели он закончил в Киевский политехнический институт, где с 1905 года существовала «Воздухоплавательная секция» механического кружка. А для того, чтобы поступить в институт он учился в петербургском Морском училище. В 1908 году построил свой первый вертолёт грузоподъёмностью 9 пудов, который был представлен на воздухоплавательной выставке в Киеве.

Система мотиваций Сикорского:

ДЦ: Создание вертолета.

Тактические цели:

Изучение дисциплин Киевского политехнического института + воздухоплавательный кружок.

Оперативные цели:

Изучение дисциплин петербургского Морского училища.

Результаты системы мотиваций Сикорского:

S-6 – трехместный самолет – 1912

S-21 Русский Витязь четырехдвигательный биплан – 1913

S-22 Илья Муромец четырехдвигательный биплан – 1913

S-29 двухдвигательный биплан — 1924

S-42 Clipper – летающая лодка – 1934

VS-300 экспериментальный прототип вертолета – 1939

VS-44 Excambian летающая лодка – 1942

R-4 первый в мире серийный вертолет – 1942

 

На вертолётах Игоря Сикорского были впервые совершены перелёты через Атлантический (S-61; 1967) и Тихий (S-65; 1970) океаны (с дозаправкой в воздухе)

Достойная цель достигнута на 100%

Систему мотиваций ребенку должны построить родители. И чем раньше, тем лучше. Первый свой геликоптер с резиновым двигателем Сикорский смастерил в возрасте 12 лет. Но затея возникла гораздо раньше, когда его мама, Мария Стефановна Сикорская, познакомила сына с творчеством Леонардо да Винчи и заразила его идеей создания вертолета.

А вот выдержка из книги Натальи Бехтеревой «Магия мозга и лабиринты жизни»:

«За руку с мамой на прогулку. «Вырасту – пойду в техникум». – «Никакой не техникум, а институт, тебе – институт. Видишь, как тебе все легко дается? Вот и пойдешь в институт. И будешь ученым». И пошла, через детский дом, через блокадную снежную зиму. Шла каждый день: «Вот дойду до моста – и назад, в детский дом» (мост – Троицкий – тогда Кировский), «Дойду до середины – и домой». Ветер, ветер, ах, какой ветер! Пусть бы любой мороз – только бы не ветер! А на мосту всегда ветер. По-моему, он там просто прописан. Дошла до середины пути: «А теперь все равно куда, уж пойду вперед – вперед привычнее» (легче по генотипу, наверное). И так – ежедневно, шесть дней в неделю, до опасной весенней дороги по Ладожскому озеру.

Что же вело меня? Желание получить высшее образование? Да не было у меня в замерзшей голове таких мыслей. Была, действовала и вела сформированная мамой в раннем детстве матрица памяти. Конечно, были еще и другие факторы. В детском доме, чтобы не быть отправленной после семилетки для «исправления сознания», как дочери «врагов народа», на кирпичный завод, надо было стать совсем-совсем первой ученицей – это было так легко! Но «надо», помноженное на легкость учебы, укрепляло матрицу памяти, а не воевало с ней – укрепило ее, сделало каменной оградой. И все-таки определяющим было: «Учить будем Володьку, толк будет»; «В институт пойдешь, запомни – в институт, твоя дорога – наука». И это не был вопрос престижности высшего образования. Мы все трое кончили вузы, но твердила об этом мама мне одной. И гораздо больше, чем у остальных двоих, было у меня поводов «сойти с дорожки». Как хотелось мерзлой первой зимой войны не вылезать из-под одеяла! А я шла: через мост, сквозь ветер… Как физиолог я должна сказать, что делала это в какой-то мере так, как выполняют свою жизненную программу муравьи, пчелы, бобры… Только они – на основе памяти генетической, я – на основе впечатанной на много десятков лет вперед матрицы долгосрочной памяти. Матрицы, в которую мама запрограммировала мою первую жизненную стратегию!»

Мама Натальи Петровны – Зинаида Васильевна Бехтерева приняла решение за свою дочь и просто убедила ее в том, что та способна на многое. И вот результат:

Наталья Петровна Бехтерева советский и российский нейрофизиолог, крупный исследователь мозга, доктор медицинских наук, профессор. В 19902008 гг. — научный руководитель Института мозга человека РАН.

Академик АН СССР (1981член-корреспондент 1970). Академик АМН СССР(1975). Лауреат Государственной премии СССР (1985).

В тактическом плане хорошо работает метод косвенного внушения. Если мама при ребенке рассказывает третьим лицам о способностях своего ребенка, то ребенок воспринимает это как руководство к действию и начинает вырабатывать в себе те качества, о которых мама говорит, начинает доказывать, что мама права.

В этой связи необходимо отметить, что некоторые мамы допускают большую ошибку, жалуясь на своих детей третьим лицам. Например, если мама при ребенке говорит соседке: «Он у меня не любит читать», то ребенок будет не любить читать и будет отказываться от чтения, даже если любит и это делать и будет делать вид, что не умеет читать.

В оперативном плане хорошо работает «эффект клушки». Только что вылупившиеся цыплята не знают, что в окружающем мире представляет для них интерес, они просто следуют за клушкой, подчиняясь инстинкту следования. Клушка вытягивает из земли червя, особым кудахтаньем подзывает цыплят и на их глазах расклевывает червя. Теперь цыплята знают, что можно клевать и начинают отнимать друг у друга то, что им показала мать.

Если мать проявляет к чему-либо неподдельный интерес, то это что-либо будет вызывать интерес и у ребенка. Поэтому, когда родители говорят: «Моему ребенку это не интересно», то это означает, что это не интересно не столько ребенку, сколько самим родителям.  Следовательно, для того, чтобы заинтересовать ребенка каким ни будь явлением, надо самому заинтересоваться этим явлением или сыграть заинтересованность, так, чтобы ребенок в это поверил.

Продвижение к Достойной цели- процесс увлекательный и захватывающий, но длительный и трудный, иногда нудный и изматывающий, поэтому очень хорошо, если он сопровождается стимулированием и подкреплением.

Стимулирование – тоже должно быть системным. Достижение Достойной цели может увенчаться премией (Нобелевской, Вольфовской, Притцкеровской, Пулитцеровской, государственной и т.п.), но должны быть и промежуточные победы – на конкурсах, выставках, концертах, в публикациях.

Кроме того, денежный доход должен быть достаточно высоким на протяжении всей жизни. Для этого лучше всего создать собственный бизнес, поскольку налог по упрощенной схеме налогообложения – 6%, тогда как подоходный налог при наемной работе – 13%.  Сикорский, прежде чем выпустить первый серийный вертолет, зарабатывал производством самолетов на собственной авиационной фирме «Sikorsky Aero Engineering Corporation».

Бизнес лучше всего строить на основе защищенной интеллектуальной собственности – изобретении, полезной модели, промышленном образце, товарном знаке. Для этой цели и разрабатывалась программа «Бакалибрики», ради этого и создавался и работает экспериментальный детский институт творчества «Бакалибрики».

Систему стимулирование ребенка в процессе обучения, продвигающего его к Достойной цели можно выстроить следующим образом:

  1. За каждое правильное действие – аплодисменты, улыбки, поздравления, похлопывания, поглаживания и т.п.
  2. За каждое успешное занятие – небольшой приз – конфета, шоколадка, печенье, мелкая игрушка, красивый ластик, карандаш, колечко, бантики и т.п.
  3. За успешное завершение части курса (полгода, год, квартал) – поход в цирк, театр, в лес, поездка в деревню, на море и т.п.
  4. За успешно оконченный двухгодичный курс (ТРИЗнички, ТРИЗунки, ТРИЗнечики) – скейт, самокат, роликовые коньки, велосипед и т.п.

В качестве положительного стимула можно использовать и денежные премии. В каждом конкурсе, проводимом в ЭДИТ «Бакалибрики» ребенок получает 1000 рублей за первой место, 500 рублей за второе, 300 рублей за третье и 100 за участие, если не занял никакого места. Кроме того, он может продать на аукционе продукты своей деятельности – картину, глиняное изделие, кулинарное блюдо.  Футболисту Ньюкасла Джамалу Лэсселлсу мать до сих пор платит пять фунтов стерлингов за каждый забитый гол.

При этом полезна «наглядная агитация»- демонстрация продвижения ребенка к промежуточной цели. Для этого над рабочим столом ребенка следует повесить изображение строения из кирпичей или блоков (дома, пирамиды, башни, крепости). После каждого законченного упражнения из домашнего задания (разученной песни, басни, стишка, заполненной страницы текста, напечатанной фразы) закрашивается один блок или кирпичик. После того как будет закрашено все строение ребенок должен получить честно заработанный приз – коньки, велосипед, самокат, скейт и т.п.

Важное значение имеет также отрицательная стимуляция. При неподавленном Эдиповом комплексе (комплексе Электры) у ребенка возникает желание сопротивляться любому внешнему воздействию. Открыто делать это он не может, поэтому применяет скрытую форму сопротивления – игнорирование (отключение слуха), искажение слова (меняет местами буквы, слоги, ударение), блеф (умышленно отвечает на вопрос неправильно). Если этот блеф не пресекать в самом начале, то он может приобрести уродливые формы вплоть до «аутизма». Отрицательная стимуляция тоже должна носить системный характер. Можно составить и опубликовать в домашней стенгазете «дисциплинарный устав» примерно такого типа:

  1. За пропуск или искажение звука в речи – «бодание козой»- легкий тычок под ребра двумя пальцами.
  2. За отключение слуха – многократный повтор проигнорированной команды.
  3. За ослушание – тайм-аут (скамейка штрафников, угол, черное кресло).
  4. За невыполненное задание днем – выполнение этого задание в ночное время.

В опасных и экстренных ситуациях ребенка следует удерживать за запястье так, чтобы

он не смог вырваться, даже если бы очень захотел. Это может спасти ему жизнь. Если ребенок нарушает дисциплину в общественном месте, можно применить этот же прием, усиленный угрозой мягкого болевого воздействия.

Некоторые правильные отцы используют армейскую/спортивную систему отрицательного стимулирования сыновей – заставляют отжиматься /приседать/подтягиваться в количестве, пропорциональном тяжести проступка. Важно при этом сохранять полное спокойствие, иначе, можно потерять правильные пропорции между тяжестью проступка и суровостью наказания. Здесь неотвратимость наказания играет более важную роль, чем его суровость.

 

 

Подводим итоги.

  1. Система мотиваций должна быть выстроена в дошкольный период развития ребенка – чем раньше, тем лучше.
  2. Мотивация должна представлять из себя систему из целеполагания, положительного и отрицательного стимулирования.
  3. Каждый элемент мотивации должен представлять из себя устойчивую, стройную систему из стратегических, тактических и оперативных элементов, построенных по аналогии с диаграммой Исикавы Каору.
  4. Если Ваш ребенок демотивирован (в любом возрасте), срочно выстраивайте полную систему мотивации (см. п.2). Иначе его политика (а с ней и Ваша) будет «обречена на худшие шатания и беспринципность».

Шарипов Р.Х.                             г. Самара                                                          23.09.2017г.

Comments are closed.

Добавить комментарий