Образовательные стратегии. Часть 4. Творчество и не творчество. ТРИЗ и не ТРИЗ.

Творчество – это созидание нового. Новизна – это добавка к информационному фонду человечества, поэтому она не может быть субъективной или локальной, а может быть только объективной и мировой. То есть, не кривя душой, творчеством можно считать только изобретательство. К сожалению, это понимают далеко не все. Подавляющее большинство граждан РФ под творчеством понимают искусство, ремесло, даже рукоделие, лепку из пластилина и рисование.

Надежным критерием отличия творчества от всех остальных видов созидания является мировая новизна. Мировая новизна дает возможность оформить охранные документы на продукт творчества – патенты и авторские свидетельства.

Изобретение, полезная модель и промышленный образец защищаются патентом, литературное или научное произведение может быть защищено авторским свидетельством в случае депонирования или самим фактом публикации на материальном носителе. В любом случае, защищенный продукт творчества является интеллектуальной собственностью, на основе которой можно выстраивать защищенный бизнес.

Новизна может быть получена в результате применения одного или нескольких методов проектирования – эвристических или алгоритмических. К эвристическим методам относятся метод фокальный объектов (МФО, автор Чарльз Вайтинг), морфологический анализ (МА, автор Фриц Цвикки), мозговой штурм (МШ, автор Алекс Осборн), синектика (автор Уильям Гордон). К алгоритмическим методам относятся алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ-85В, автор Г.С.Альтшуллер), конфликтный анализ (КА, автор Р.Х.Шарипов) и метод прямого применения законов развития (МППЗР, автор Р.Х.Шарипов).

Алгоритмические методы опираются на постулат ТРИЗ, сформулированный Генрихом Сауловичем Альтшуллером, который гласит: «Все технические системы развиваются по законам». Любое отклонение от этого постулата вычеркивает метод из списка алгоритмических и переводит его в список эвристических. Сразу после смерти Г.С.Альтшуллера в 1998 году, началась предсказанная им «порча школы». Началась она именно с отклонений от постулата – фундамента ТРИЗ. Его лучшие ученики подменили понятие «закон» на понятия — «тренд», тенденция, закономерность, стали терпимо относиться к эвристическим методам и даже к методу проб и ошибок, который Альтшуллер резко критиковал в начале почти каждой своей книги и, в конце концов, съехали на эвристику.  Многие специалисты ТРИЗ и даже Мастера ТРИЗ под видом элементов курса развития творческого воображения (РТВ) протаскивают в свои учебные программы эвристические методы и выдают их за элементы ТРИЗ. Это подлог. Эвристические методы являются самостоятельными методами поиска технических решений, наряду с ТРИЗ и независимо от ТРИЗ, а не в ее составе.

ТРИЗ отличается от всех остальных методов поиска технических решений тем, что развивает техническую систем принципиально, онтогенетически, используя законы развития, формулировку идеального конечного результата (ИКР), выявление и разрешение конфликта путем устранения противоречия. Результатом ее применения является изобретение.

Мозговая атака/мозговой штурм – это процедура расширения и ускорения перебора вариантов (проб и ошибок). МШ хорош для решения задач рекламного характера.  Ключевые слова, по которым можно идентифицировать метод как разновидность мозговой атаки – «открытая задача», «варианты решений», «множество решений» «заседание», «сеанс», «запрет на критику», «экспертиза».

Метод фокальных объектов прекрасно работает для поиска новых полезных моделей, расширения линейки предметов потребления. Ключевые слова, позволяющие идентифицировать метод фокальных объектов, если он прячется под другой вывеской – «признаки», «свойства», «фокус внимания», «перенос признаков», «присвоение признаков».

Морфологический анализ следует применять для поиска новых промышленных образцов, новых конструкций известных промышленных образцов. Ключевые слова, позволяющие отличить МА от любого другого метода — «морфологическая ось/таблица/ящик», «комбинация»,

Синектика отличается от других методов тем, что использует четыре вида аналогий – личную (эмпатию), прямую, фантастическую и символическую (оксюморон).  По этим ключевым словам и можно отличить метод, независимо то того, под каким соусом его подают псевдотризовцы.

 

Самара.                        17.11.2017

Comments are closed.

Добавить комментарий