Логопедические заблуждения и их последствия для российского менталитета.

Первое логопедическое заблуждение:

Общее недоразвитие речи (ОНР). Термин введен в употребление Левиной Р.Е. и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.) Это понятие и сейчас активно используется при формировании логопедических групп детей при детских садах.
Суть заблуждения в том, что само существование этого термина неправильно расставляет приоритеты. Оно запрягает телегу речи впереди лошади мышления, речевое развитие ставит выше интеллектуального развития.
На самом деле есть недоразвитие интеллекта (умственная отсталость) и, как следствие и признак – дефекты речи. По факту, человек сначала научается мыслить, и только после этого – говорить, и то, если есть с кем и о чем.
Российский сурдопедагог. Виктор Иванович Флери еще в 19 веке практически доказал, что глухота не лишает человека его умственных способностей и не служит препятствием для нравственного развития. То есть, человек вполне может обойтись без речи (без речевого развития). А вот без интеллекта обойтись не может. Ума нет – считай калека. Это подтверждает приоритет мышления над речью.
Это, первое логопедическое заблуждение, спровоцированное дружным коллективом НИИ дефектологии, приводит к тому, что целая армия логопедов, убежденных в том, что сначала надо развить речь и только потом – мышление, и пытающихся устранить у детей общее недоразвитие речи, фактически затормаживает их умственное развитие, и тем самым, задерживает и развитие речи. Получается парадоксальная ситуация – пытаясь развить речь логопеды задерживают развитие речи. И кого же следует за это поблагодарить? Коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии, не сумевший правильно расставить приоритеты.

Второе логопедическое заблуждение:

Тренировка пальцев развивает речь и мышление.
Это заблуждение основано на изречении В. А. Сухомлинского: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, от них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли!»

Первое опровержение мысли Сухомлинского:

На самом деле на кончиках пальцев находятся только рецепторы, воспринимающие боль, прикосновение, тепло, холод. И все. Но для построения чанка, минимальной единицы информации, которой оперирует мышление человека, нужен еще слуховой сигнал и зрительный образ. То есть, изречение Сухомлинского ошибочно. Ручейки творческой мысли идут от полной совокупности всех рецепторов.


«Без специального обучения слепоглухонемой ребёнок умственно не развивается, не приобретает элементарных навыков самообслуживания». https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D1%83%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B0

Второе опровержение ошибочной мысли Сухомлинского:

Ни́колас Джеймс (Ник) Ву́йчич австралийский мотивационный оратор, меценат, писатель и певец, рождённый с синдромом тетраамелии — редким наследственным заболеванием, приводящим к отсутствию всех четырёх конечностей.
У Ника Вуйчича никогда не было и нет кончиков пальцев. А речь, дарования и творческие мысли, без всякого сомнения, есть.

Третье опровержение ошибочного и очень опасного для развития интеллекта изречения Сухомлинского:

Пишет Константин Станиславский:
Вы не можете себе представить, каким злом для творческого процесса являются мышечная судорога и телесные зажимы. Когда они создаются в голосовом органе, люди с прекрасным от рождения звуком начинают сипеть, хрипеть или доходят до потери способности говорить. Когда зажим утверждается в ногах, актер ходит точно паралитик; когда зажим в руках – руки коченеют, превращаются в палки и поднимаются точно шлагбаумы. Такие же зажимы, со всеми их последствиями, бывают в спинном хребте, в шее, в плечах. Они в каждом случае по-своему уродуют артиста и мешают ему играть. Но хуже всего, когда зажим утверждается в лице и искривляет его, парализует или заставляет каменеть мимику. Тогда глаза выпучиваются, судорога мышц придает неприятное выражение лицу, не соответствующее тому чувству, какое переживает артист. Зажим может появиться в диафрагме и в других мышцах, участвующих в процессе дыхания, нарушить правильность этого процесса и вызвать одышку. Все эти условия не могут не отзываться вредно на переживании, на внешнем воплощении этого переживания и на общем самочувствии артиста.
Хотите убедиться, как физическое напряжение парализует всю нашу деятельность, активность, как напряжение мышц связывает психическую жизнь человека? Давайте проделаем опыт: вон там, на сцене, стоит рояль, попробуйте поднять его». Ученики с сильным физическим напряжением поочередно приподнимали угол тяжелого рояля. «Помножьте скорее, пока держите рояль, 37 на 9! – приказывал Торцов ученику, – Не можете? Ну так вспомните все магазины по нашей улице, начиная с угла переулка. И этого не можете? Ну пропойте каватину из «Фауста». Не выходит? Попробуйте ощутить вкус солянки с почками или вспомните ощущение при прикосновении к шелковому плюшу или запах гари».
Для того чтобы исполнить задания Торцова, ученик опустил угол рояля, который с великим напряжением держал на весу, и, передохнув на мгновение, вспомнил все вопросы, осознал их и стал поочередно на них отвечать, вызывая в себе те ощущения, какие от него требовались.
«Таким образом, – подвел итог Торцов, – чтобы ответить на мои вопросы, вам понадобилось опустить тяжелый рояль, ослабить мышцы и только после этого отдаться воспоминаниям.
https://www.psyoffice.ru/9/stank01/txt06.html

Четвертое опровержение изречения Сухомлинского:

Пишут О.А.Кузнецов и Л.Н.Хромов – авторы книги «Техника быстрого чтения»:

«При выстукивании рукой ритма речедвигательный канал восприятия оказывается занят этой работой и пройти по нему встречным нервным импульсам уже нельзя. Теперь представьте себе, что, продолжая движения рукой (выстукивая ритм) и порождая при этом помеху в речедвигательном канале, вы начинаете читать про себя текст. Зону Брока охватывает отрицательная индукция из-за помехи, и канал для прохождения управляющих импульсов на артикуляцию закрыт. В этом варианте читать можно только в том случае, если ваше чтение не сопровождается звучной артикуляцией. Как только произносится вслух читаемое слово, сразу же ритм сбивается. И наоборот, пока выстукивается ритм, проговаривать читаемое невозможно: зона Брока заперта, речедвигательный канал закрыт». https://studfiles.net/preview/5949646/page:17/

 

Этот эффект легко проверить на себе. Возьмите в руки карандаш и тыльной его стороной начните выстукивать этот ритм:

или любой другой. Теперь попытайтесь одновременно с выстукиванием ритма рассказать вслух любое, хорошо знакомое Вам стихотворение. Получится или рассказывать, или выстукивать. Одновременно эти действия выполнять не получается из-за того, что мелкая моторика ПОДАВЛЯЕТ речевую функцию, а не способствует ее развитию.

Любые мышечные напряжения снижают способность говорить и мыслить. В том числе и мелкая моторика рук.
Опираясь на ошибку Сухомлинского, современные логопеды выстраивают свои еще более ошибочные теории и строят ошибочные программы практической деятельности.

Вот типичный пример:

Пишет Смирнова Евгения Владимировна,
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №34 «Малыш»:
«В ходе физиологического изучения речи выявилось исключительное значение тонких движений пальцев рук для формирования функции речи. Связь кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значимой, что тренировку пальцев рук стали рассматривать как мощный физиологический стимул развития речи детей».

В результате любые логопедические занятия начинаются с пальчиковой гимнастики, развития мелкой моторики рук – с действий, совершенно бестолковых и бесполезных, как для развития мышления, так и для развития речи ребенка.
Для того чтобы развивать речь, необходимо побуждать ребенка говорить, а не заставлять его мять пластилин и массировать руки.
Как же вести себя родителю в такой непростой ситуации? Ответ прост – делать то, чего не доделывают (и не собираются доделывать) логопеды и воспитатели в детском саду и «развивающем центре» — развивать интеллект ребенка, то есть, расширять его кругозор (увеличивать базу знаний), обучать его логике и выполнять с ним упражнения на развитие воображения. Вот тогда усилия логопедов могут увенчаться успехом. Кроме того, требовать от логопедов выполнения их прямых обязанностей – исправлять дефекты речи, а не развивать мелкую моторику рук. Развитием мелкой моторики должны заниматься учителя труда и домоводства. Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.

Ректор экспериментального детского института творчества, сертифицированный специалист ТРИЗ 4 уровня Шарипов Р.Х.

Comments are closed.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *