Образовательные стратегии

В соответствии с СанПиНами (Санитарными правилами и нормами — Документами, принятыми в Российской Федерации для санитарного контроля), максимальные ежедневные и недельные образовательные нагрузки на дошкольника/школьника/студента должны распределяться таким образом:

Таблица №1. Возрастные нормы образовательной нагрузки по СанПиНам.

Большую наглядность дает графическое представление этой таблицы, в которой по оси абсцисс отложен возраст нашего ребенка, а по оси ординат – максимальная недельная нагрузка:

График №1. Возрастные нормы образовательной нагрузки по СанПиНам.

Однако, природа распорядилась так, что способности восприятия у человека распределены не так линейно, как предполагают составители СанПиНов:

График №2. Возрастная динамика сенситивности у человека.

Простое наложение обобщенного графика сенситивности ребенка/подростка на СанПиНовский график дозировки знаний показывает две экстремальные точки когнитивного диссонанса – в три года (оранжевая стрелка) и в 19 лет (фиолетовая стрелка):

График №3. Сравнительный график образовательной нагрузки на ребенка по СанПиНам и его возрастной сенситивности.

С первым (оранжевым) экстремумом когнитивного диссонанса легко справиться – надо просто в течение всего сенситивного периода давать ребенку как можно больше качественной информации. И не только на занятиях, но и в течение всего времени его бодрствования, поскольку детство дано человеку именно для познания мира, в котором он живет и будет жить всю оставшуюся жизнь, для построения его субъективной картины этого мира. Чем более точной будет эта субъективная картина, чем меньше она будет отличаться от объективной, тем выше шансы на успешность всей его дальнейшей, взрослой жизни.

Хуже дела обстоят с фиолетовым экстремумом. Здесь уже родители бессильны. Поздно что-либо предпринимать. Если у ребенка в течение сенситивного периода не стимулировались участки мозга, отвечающие за память, логику, воображение, то в 19 (+/- 3) лет они уже не появятся. Это связано с особенностями физиологии нервной системы. Те участки мозга, которые не используются постепенно необратимо атрофируются.

При выборе образовательной стратегии для своего ребенка мы исходим из предположения о том, что Министерство образования и науки все за нас продумало и все предусмотрело. Это далеко не так. У министерств свои дела, они ими и занимаются. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Если Вы не позаботитесь о своем ребенке, никто о нем не позаботится.

Как можно позаботиться о своем ребенке так, чтобы не пришлось через пятнадцать лет после его рождения кусать локти? Надо интенсивно развивать его когнитивные способности в течение первых шести лет его жизни.

Пролонгацию когнитивных возможностей ребенка можно осуществить за счет обучения ребенка:

  1. Диалектике, которая поможет ему в частном и единичном видеть общее, концентрировать внимание на главном и игнорировать незначительные детали.
  2. Контрадикционному анализу, который позволит ему быстро отличать истину от лжи или от ошибки и исключить их влияние на свою жизнь.
  3. Логике, которая позволит ему мыслить правильно и меньше ошибаться при продвижении к цели.
  4. Технике быстрого чтения, которая позволит ему поглощать большие объемы качественной информации за короткие промежутки времени без вреда для здоровья.
  5. Мнемотехнике, которая позволит ему запоминать большие объемы информации за одно предъявление и, тем самым, экономить время при подготовке к экзаменам, лекциям, отчетам.

Экспериментальный детский институт творчества «Бакалибрики» придерживается второй, научно обоснованной образовательной стратегии, разработанной в интересах ребенка и интеллектуального, инновационного будущего Российской Федерации и содержит методические материалы для пролонгации когнитивных возможностей ребенка всеми, вышеописанными методами.

Раньше у нас не было выбора, поскольку была только одна образовательная стратегия, рекомендованная СанПиНами и закрепленная в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Теперь есть. Теперь Вы можете выбрать из двух стратегий – общеобразовательную, ФГОСовскую, или образовательную стратегию программы «Бакалибрики», закрепленную в стандартах самарской версии ТРИЗ-педагогики, учитывающих и использующих сенситивные периоды развития ребенка по их прямому назначению, расширяющих и пролонгирующих его когнитивные способности.


Первая приводит к опасному когнитивному диссонансу, вторая его исключает. Первая искусственно сужает возможности Вашего ребенка, вторая их расширяет. Делайте свой выбор!

28.06.2017 Шарипов Рашид Хамзович

Comments are closed.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *