Образовательные тактики. Часть1. Субъективная картина мира.

    Если Вы выбрали правильную образовательную стратегию, необходимо позаботиться о том, чтобы субъективная картину мира Вашего ребенка как можно меньше отличалась от реальной, объективной картины мира. Картина мира состоит из чанков (понятий) включающих в себя образ (картинку) явления и жестко связанное с этим образом слово или смысловой ряд. Чанк формируется путем многократного одновременного предъявления картинки и слова. Этот процесс называется номинацией.

Немецким психологом Германом Эббингаузом в 1885 году экспериментально установлено, что в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов — 35 % , через 6 дней —  20 %, через месяц тоже 20 %.

Кривая забывания или кривая Эббингауза:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Кривая_забывания

 

Чанк встроится в картину мира ребенка, если Вы ежедневно в течение недели будете проводить номинацию одного и того же явления. Избегайте при этом встраивания в картину мира ложной информации, например, многократного просматривания одного и того же мультфильма, или мультсериала, в котором пустые понятия переходят из одной серии в другую.

Чанк не формируется если:

  1. Вы произносите слово, а ребенок при этом смотрит на другой объект, а не на тот, который Вы ему предъявляете.
  2. Ребенок смотрит на объект, но кроме Вашего голоса он слышит еще какие-то звуки, конкурирующие в его сознании со звуками Вашего голоса, например сигналы полицейской машины, машины скорой помощи, мяукание кошки.
  3. Ребенок что-то произносит сам, например, ноет или цитирует речи героев мультсериалов. Свой голос он слышит гораздо лучше, чем Ваш.

Для формирования чанка необходимо громко произносить название явления в тот момент, когда это явление находится в поле его зрения в условиях низкого уровня шумов как внешних, так и внутренних.

Прежде чем встраивать понятие в картину мира ребенка, надо убедиться в его истинности. Истинным считается факт, подтвержденный тремя независимыми лабораториями мира. Проверьте и перепроверьте истинность явления, которое Вы хотите встроить в субъективную картину мира. От этого зависит очень многое в жизни Вашего ребенка. На основе субъективной картины мира ребенок выстраивает систему жизненных целей. Если в качестве жизненной цели он выберет пустое понятие, то вся его жизнь окажется пустышкой.  Приведу только один пример из собственной практики. Девочка В 5 лет. На рекомендацию в качестве цели выбрать профессию врача, настойчиво и сердито утверждала, что никаким врачом она не будет, а будет винкс.  Никакие уговоры и разъяснения не привели к успеху. «Винкс» — это мультсериал о длинноногих крылатых феях. Теперь ее родителям предстоит хорошенько потрудиться чтобы выбить эти заблуждения из ее головы. При этом важно, чтобы на место выбитых заблуждений встали элементы реальной картины мира, а не другие заблуждения.

Почему так важно контролировать качество информации, получаемой ребенком в сенситивный период? Потому что ошибки, допущенные в раннем возрасте очень трудно или невозможно исправить. Это связано с явлением импринтинга или запечатления. Впервые это явление обнаружено у утят, как реакция следования. Только что вылупившиеся утята следуют за первым движущимся объектом, принимая его за свою мать. Позже его обнаружили у детенышей млекопитающих и у человека. Поэтому, прежде чем пичкать ребенка сказками и мультиками, необходимо выстроить у него естественно-научную картину мира. Будучи запечатленной, она будет служить защитой от фрагментов любой виртуальной картины мира и опасных для его жизни заблуждений.

В каком порядке следует выстраивать картину мира ребенка? Имеет смысл, по аналогии с биогенетическим законом Геккеля, «онтогенез интеллекта» организовать так же как был организован «филогенез интеллекта» человечества. То есть, сначала сформировать интеллект собирателя, потом интеллект охотника/рыболова, потом интеллект крестьянина, потом ремесленника/воина, и, наконец, инженера/изобретателя.

База знаний собирателя – это минералы, грибы, растения. Логика собирателя – народные приметы, воображение собирателя – точки, векторы, замечательные кривые, ориентация на местности. При этом, важно акцентировать внимание на том, что существуют опасные для жизни или здоровья вещества, грибы, растения и полезные, съедобные. Важно, как можно раньше научить ребенка отличать вредное от полезного. Совсем недавно, весной 2017 года мальчик Д. 1год съел ягоду ландыша. Родителям пришлось везти его в больницу. Хорошо, что все обошлось без последствий.

Еще один пример. В июне 2017 года в Свердловской области четырехлетний мальчик блуждал в лесу четверо суток. Нашли его в полном изнеможении в 7 километрах от палатки, разбитой родителями на берегу Третьей речки. Безусловно, интеллект собирателя помог бы ему избежать этой ситуации или пережить эти четыре дня с меньшими неприятностями.

При формировании картины мира особое внимание следует обратить на формирование представления ребенка о себе, его Я-концепции, как самого важного для него элемента этой картины. Для этого необходимо вводить чанки частей его тела – касаться части тела и громко произносить ее название. Чем детальнее ребенок будет знать свое тело, тем лучше.

Comments are closed.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *