Чему не учат учебники?

Школьные учебники, и написанные в них тексты, зачастую, воспринимаются родителями, учениками и учителями как абсолютная истина. Фраза «Рекомендовано Министерством Образования» служит своего рода сигналом к отключению критического восприятия написанного в таком издании.
Между тем, учебники сегодня полны противоречий, нарушений логики и таксономии. Следствием этого являются трудности усвоения материала учениками, отсутствие смысла обучения, непонимание его практической значимости. Рассмотрим некоторые из них на примере общеизвестного учебника биологии за 5 класс.

Первая часть называется «Живой организм: строение и изучение». В ней выделены главы:

  1. Что такое живой организм;
  2. Наука о живой природе;
  3. Методы изучения природы;
  4. Увеличительные приборы;
  5. Живые клетки;
  6. Химический состав клетки;
  7. Вещества и явления в окружающем мире;
  8. Великие естествоиспытатели.

Налицо нарушение логики и таксономии, которая не построена ни от «общего к частному», ни от «частного к общему», а также, наличие лишнего материала. Примером логичного построения является изложение основ биологии, начиная с клетки, и далее, по мере эволюционного развития, все живые организмы и растения. Попутно охватываются методы, которые сложно воспринимаются в отрыве от предмета изучения. Глава же «Увеличительные приборы» — не относится к предмету биологии и теме о живых организмах, это – область техники. «Химический состав клетки» — предмет органической химии, в биологии живой клетки нас интересует лишь её элементный состав. «Вещества и явления в окружающем мире» — тема из естествознания, общего курса физики. «Великие испытатели» — это глава о жизненных стратегиях творческой личности, истории науки, также не относящаяся к заявленному предмету. Что касается главы «Наука о живой природе» — это касается общей биологии и её методологии, но никак не живых организмов.
Таким образом, необходимым материалом по теме «Живой организм» являются лишь две главы: «Что такое живой организм» и «Живые клетки». При этом, существенно значимый материал о таксономии и описании живых организмов вынесен в другие главы. В результате, единый эволюционный процесс жизни на Земле воспринимается фрагментарно, без связи друг с другом. Путаница между грибами, растениями, животными, микроорганизмами, поскольку не выстроена чёткая логика описания.
Также существуют неверные определения, которые приводят к заблуждениям, и искажению картины мира. Например: «Развитие – это изменение в строении организма или его отдельных частей». Правильное понимание термина «развитие» связано с увеличением эволюционной эффективности системы. А изменением может быть рост опухоли, раны и т.п., которые лишь мешают эффективно развиваться.
Фраза «Жизнь – это движение. Это верно для всех живых организмов…» вводит в заблуждение, поскольку, ребёнок может начать воспринимать движущуюся технику как живые организмы, а растения, которые растут на одном месте – как неживые.
В ТРИЗ-2009 предложена логика описания всякого явления или предмета, путём составления досье. Такое досье включает:

  1. Определение — видовое сходство и родовое различие;
  2. Координаты – место, где данный объект можно наблюдать;
  3. Структуру – составные элементы;
  4. Функции – для чего служит, практическая значимость;
  5. Технологии – средства повышения эволюционной эффективности объекта;
  6. Признаки – свойства и качества, отличающие объект от других;
  7. Параметры – измеряемые характеристики объекта;
  8. Условия существования – необходимая среда для выживания;
  9. Онтогенез – развитие объекта на протяжении жизненного цикла;
  10. Филогенез – историческое развитие объекта.

Выстроенная подобным образом информация наиболее эффективно усваивается, что подтверждается детьми, обучающимися по программе «Бакалибрики».
Также, в рамках ТРИЗ-2009 введены критерии организации информации:

  1. Материалистичность; — соответствие требованиям диалектического материализма.
    Назначение: Отсеивание пустых понятий и не существующих атрибутов и связей между явлениями.
  2. Историчность — рассмотрения вопроса в развитии, а не в статике.
    Назначение: Устранение ложных причинно-следственных связей.
  3. Всесторонность — рассмотрение вопроса во всех взаимосвязях и зависимостях.
    Назначение: Устранение фигур умолчания, политических (экономических и др.) предпочтений и предвзятостей автора.
  4. Целесообразность —  соответствие цели развития ТРИЗ, а не других методов.
    Назначение: Устранение отклонений от линии развития ТРИЗ.
  5. Условия применения — определение круга задач (если это инструмент), определение вида систем (если это связь явлений).
    Назначение: Устранение ошибок использования.
  6. Новизна — отличие от уже существующего в мире.
    Назначение: Устранение топтания на месте, повторов и пересечений.
  7. Работоспособность — возможность и способность производить изменения.
    Назначение: Отсеивание неработоспособных инструментов.
  8. Результативность —  возможность и способность достигать заявленного результата.
    Назначение: Отбор лучших инструментов для использования на практике.

Внимательно просмотрев учебники, и сравнив изложенную в них информацию по приведенным критериям, здравомыслящие родители и учителя смогут отбраковать ненужную информацию, тем самым, повысив успеваемость своих детей и учеников.
Ульянов Андрей Андреевич

Comments are closed.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *