Диалектика русского языка.

1. Системный анализ текста.
Любое литературное произведение состоит из томов или книг. Книга делится на главы, главы на абзацы, абзацы на сложные смысловые ряды, сложные смысловые ряды на элементарные смысловые ряды, элементарные смысловые ряды на субъекты и предикаты, субъекты и предикаты являются частями чанков – единиц информации, хранящихся и используемых как единое целое.

                                                   Схема №1. Деление понятия «Текст».

                                                                       2. Чанки.
Чанк – представляет собой систему, состоящую из зрительного образа, связанного с ним звукового сигнала (единичного звука или сочетания звуков) — устного слова и графического представления звукового сигнала – печатного слова.

                                                                                  Рис.1. Чанк
Чанк — это единица информации, которая хранится и используется как единое целое. Первичным в этой системе является зрительный образ, вторичным – звуковой сигнал (сочетание звуков), третичным – письменное изображение звукового сигнала — печатное слово. Чанк нельзя дробить. Нельзя отделять образ от звукового сигнала, а звуковой сигнал от слова. Работает только полная система. Если нет образа, то слово становится пустым звуком, если нет звукового сигнала, то нечем извлекать образ из собственной латентной памяти. Отдельный слог не ассоциируется со звуковым сигналом и не несет никакого смысла.

К одним и тем же зрительным образам у разных народов привязаны разные сочетания звуков, поэтому они не могут понять друг друга. Звуковые сигналы помогали нашим предкам сохранять информацию с помощью произведений устного народного творчества – пословиц, поговорок, сказок и передавать ее на большие расстояния с помощью курьеров, обладавших хорошей памятью.
Привязка к звуковым сигналам их графического представления – письменных слов и смысловых рядов расширила возможности хранения и передачи информации. Таким образом чанк получил свою законченную форму, позволяющую людям передавать информацию не только своим современниками, но и потомкам. Однако, графическое представление не всегда однозначно соответствует звуковому сигналу. В этом смысле важную роль играет ударение — выделение громкостью и длительностью одного из звуков в слове, например, слово «замок» может быть прочитано как зАмок и как замОк, а слово «козлы», может быть прочитанок как «кОзлы» и как козлЫ.

                                               Плакат №1. Ударение в слове.

Плакат№2. Уточнения к правилам поиска ударного слога.

  В аттестационных заданиях за 1 класс общеобразовательной школы встречается требование подсчитать количество звуков в слове. Кому и зачем это нужно не совсем понятно. Но если требуют, будем делать.

Подсчет количества звуков в слове.

В большинстве случаев количество звуков совпадает с количеством букв (N).

Количество букв превышает количество звуках в следующих случаях:

  1. Если слово содержит мягкий и/или твердый знаки. Например:

«Медаль»(N=6, 6 букв). Звуки [медал’] (N-1= 5, 5 звуков).

«Мультфильм»(N=10, 10 букв). Звуки [мул’тфил’м] (N-2 = 10-2=8, 8 звуков).

  1. Если слово содержит непроизносимые согласные. Например:

«Солнце» (N=6, 6 букв). Звуки [сонце] (N-1 = 6-1=5, 5 звуков).

«Лестница» (N=8, 8 букв). Звуки [лесница] (N-1 = 8-1=7, 7 звуков).

  1. Если глагол оканчивающихся на «тся», поскольку «ться» произносится как [ца]. Например:

«Учится» (N=6, 6 букв). Звуки [учица] (N-1 = 6-1=5, 5 звуков).

Количество звуков превышает количество букв если буквы «е», «ё», «ю», «я» находятся в начале слова, после гласной, а также после твердого или мягкого знаков. Например:

«Яблоко» (N=6 букв). Звуки [ йаблоко] (N+1= 6+1 = 7звуков).

«Ёлочная» (N=7 букв). Звуки [ йолочнайа] (N+2= 7+2 = 9 звуков).

                                                  Классификация чанков.
Окружающая нас среда содержит материальные объекты и их движение (изменение) в пространстве и во времени. Для полного и всестороннего описания явлений служит оператор всесторонности:

                                                      Рис.2 Оператор всесторонности.
Из этого оператора и вытекает классификация чанков.
1. Названия объектов (имена).
2. Названия групп объектов (таксоны).
3. Названия мест на поверхности объектов (топонимы)
4. Названия элементов объекта (части).
5. Названия действий, выполняемых объектами (функции).
6. Названия действий, выполняемых над объектами (технологи).
7. Названия модальностей чувственных образов (признаки).
8. Названия количественных характеристик объектов (параметры).
9. Названия объектов окружающей среды и их состояния (условия).
10. Названия отношений объекта с другими объектами (реляции).
11. Названия элементов прижизненного развития объекта (онтогенез).
12. Названия элементов исторического развития (филогенез).

                                     3. Элементарные смысловые ряды.
Чанк является элементарной единицей мышления, но мыслью еще не является. Элементарная мысль – это система из двух связанных друг с другом чанков. Элементарная мысль выражается элементарным смысловым рядом, который можно произнести или написать.
Классификация элементарных смысловых рядов.
Классификация элементарных смысловых рядов тоже вытекает из оператора полноты. В центр оператора помещено понятие и его определение. Определение понятия – наиболее важная мысль, которая относит понятие к родовому таксону и, в рамках этого таксона, выделяет его из других элементов с помощью видового отличия, позволяющего конкретизировать определяемое понятие с целью соблюдения требований закона тождества. Из определения понятия вытекает два смысловых ряда – именной и признаковый.
Именной смысловой ряд содержит в качестве субъекта название явления, а в качестве предиката – родовой таксон. Например, из определения – «Петя – это светловолосый мальчик», получаем именной ряд «Мальчик Петя». «Петя» — имя (субъект), «мальчик» — родовой таксон (предикат). Субъект – это ведущий чанк элементарного смыслового ряда, а предикат – ведомый, обслуживающий субъекта.
Признаковый смысловой ряд содержит в качестве субъекта название явления или таксона, а в качестве предиката – признак (вкус, окрас/цвет, запах, форму, величину). В нашем примере это «светловолосый мальчик». «Мальчик» — название таксона (субъект), светловолосый – признак (предикат).
Получаем следующую классификацию элементарных смысловых рядов:

 

Таблица № 1 Классификация элементарных смысловых рядов.

Название смыслового ряда Пример Субъект Предикат
1 Именной Девочка Настя Настя девочка
2 Признаковый Клетчатая юбка Юбка клетчатая
3 Координатный Астры на клумбе Астры на клумбе
4 Структурный Самолет из фанеры Самолет из фанеры
5 Функциональный Самолет летит Самолет летит
6 Технологический Строим дом Строим дом
7 Инструментальный Закручиваем отверткой Отверткой закручиваем
8 Расходный Измылили мыло Мыло измылили
9 Порционный Литр бензина Литр бензина
10 Количественный Три толстяка Три толстяка
11 Параметрический Трехгрошовая опера Опера Трехгрошовая
12 Условный Прохладная осень Прохладная Осень
13 Реляционный Обожает Мальвину Обожает Мальвину
14 Процессный Игра в машинки Игра в машинки
15 Кондиционный Голодный волк Волк голодный
16 Онтогенетический Парень возмужал Парень возмужал
17 Филогенетический Произошел от миацида От миацида произошел

4. Сложные смысловые ряды.

Сложный смысловой ряд состоит, как минимум, из двух элементарных смысловых рядов и устанавливает отношения между ними — объединяет, разделяет, противопоставляет, укладывает в логическую цепочку и т.п.

Схема №2. Деление понятия «Сложный смысловой ряд»

Виды элементарных монологов:

№п/п Название монолога Пример
1 Обращение. Скажи мне, дядя,…
2 Просьба. Возьми меня с собой.
3 Ответ на просьбу. Взял бы я тебя, но там, в краю далеком есть у меня жена.
4 Вопрос. Ты где?
5 Ответ на вопрос. В Караганде.
6 Предложение. Давайте съездим на море всей семьей.
7 Ответа на предложение. Ну, давайте съездим.
8 Критика. Ах, ты гадкий, ах, ты грязный, не умытый поросенок!
9 Ответ на критику. Некогда мне было умываться.
10 Апология. Но трогать ее не моги за её малый рост.
11 Реабилитация. Мал золотник, да дорог.
12 Пожелание. Мы желаем счастья вам!
13 Ответ на пожелание. Спасибо на добром слове.
14 Угроза. Ты у меня сейчас получишь!
15 Ответ на угрозу. А ты сначала поймай.
16 Призыв. Все на уборку территории!
17 Ответ на призыв. У меня своих дел полно.
18 Предупреждение. Если ты не прекратишь шуметь, я тебя удалю из класса!
19 Совет. Откажись от пирожных и тортов, тогда похудеешь.
20 Ответ на совет. Ладно, попробую.
21 Приветствие. Здравия желаю, товарищ командир!
22 Ответ на приветствие. И Вам не хворать.
23 Прощание. Прощайте, вы, прощайте, писать не обещайте.
24 Ответ на прощание. До свиданья, дорогие, вам ни пуха, ни пера!
25 Наставление. Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам.
26 Целеполагание. Долетите до самого Солнца.
27 Описание ситуации. Слева слава, справа слава, впереди и сзади слава и забытая могилка посреди.
29 Уточнение ситуации. Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.

Виды логических операций:

Название логической операции Пример
1 Конъюнкция. Попугай Кеша и Тракторист Василий.
2 Прямая контаминация. Ехали медведи на велосипеде, а за ними – кот задом наперед, а за ним комарики на воздушном шарике.
3 Обратная контаминация. А это веселая птица -синица, которая часто ворует пшеницу, которая в темном чулане хранится в доме, который построил Джек.
4 Дизъюнкция. Ты останешься здесь, или пойдешь с нами?
5 Импликация. А если ты не веришь, то можешь не играть.
6 Репликация. Если парень в горах – не ах, значит рядом с тобой – чужой.
7 Прямая пропорция. Чем больше из нее берешь, тем больше она становится.
8 Обратная пропорция. Чем длиннее день, тем короче ночь.
9 Контрадикция. Песня слышится и не слышится.
10 Тщета. Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит.
11 Утвердительная аналгия. А сама то величава, выступает словно пава.
12 Отрицательная аналогия. У нас с ним нет ничего общего.
13 Уравнение. Муж и жена – одна сатана.
15 Неопределенность 0/0. Ни богу свечка, ни черту кочерга.
16 Неопределенность 1/1. То ли две байдарки плывут по волне, то ли выплывают на стрежень челны.
17 Противопоставление. Этот Федот строит плот, а тот Федот снасти плетёт.
18 Ультиматум. Если кто-то дернется, то мы откроем огонь на поражение.
19 Системный переход. Вот гвоздь, вот подкова – раз, два и готово.
20 Встраивание. Вышел царь на крыльцо и говорит: «А подите-ка ко мне мои сыны».

Виды умозаключений:

Название умозаключения. Пример.
1 Утвердительная индукция. Медь проводит электрический ток.

Золото проводит электрический ток.

Железо проводит электрический ток.

Алюминий проводит электрический ток.

Вольфрам проводит электрический ток.

Никель проводит электрический ток.

Ртуть проводит электрический ток.

Следовательно, все металлы проводят электрический ток.

2 Отрицательная индукция. Медь не пропускает света.

Золото не пропускает света.

Железо не пропускает света.

Алюминий не пропускает света.

Вольфрам не пропускает света.

Никель не пропускает света.

Ртуть не пропускает света.

Следовательно, ни один металл не является прозрачным.

3 Прямое превращение. Все рыбы имеют челюсти, следовательно, нет ни одной рыбы без челюстей.
4 Обратное превращение. Нет ни одной рыбы без челюстей, следовательно, все рыбы имеют челюсти.
5 Частичная конвергенция. Все металлы проводят электрический ток, следовательно все благородные металлы электропроводны.
6 Полная конвергенция. Все металлы электропроводны, следовательно ртуть проводить электрический ток.
7 Прямая инверсия . Все птицы являются позвоночными животными, значит, не верно, то, что ни одна птица не является позвоночным животным.

 

8 Обратная инверсия. Если верно то, что некоторые птицы не летают, то утверждение о том, что все птицы летают, не является истинным.
9 Прямое обращение. Все лиственные деревья сбрасывают листья осенью. Следовательно, некоторые растения (не все), сбрасывающие листья осенью являются деревьями.

 

10 Обратное обращение. Ни одно млекопитающее не дышит жабрами, следовательно, ни одно дышащее жабрами животное не является млекопитающим.

 

11 Противопоставление. Все рыбы имеют челюсти, следовательно, нет ни одной рыбы, у которой бы не было челюстей, значит, ни одно существо без челюстей не является рыбой.

 

12 Силлогизм первой фигуры. Все сухопутные змеи ползают.

Гюрза является сухопутной змеей.

Следовательно гюрза ползает.

 

13 Силлогизм второй фигуры. Все металлы электропроводны.

Сера не электропроводна.

Значит, сера не является металлом.

 

15 Силлогизм третьей фигуры. Все металлы электропроводны.

Все металлы – химические элементы.

Следовательно, некоторые химические элементы электропроводны.

 

16 Силлогизм четвертой фигуры.
  1. Все металлы электропроводны.

Ни один диэлектрик не проводит тока.

Следовательно, ни один диэлектрик не является металлом.

 

Абзац – это комбинация сложных смысловых рядов. Он может содержать элементарные монологи, умозаключения и логические операции.

5. Работа над ошибками
или перевод с традиционного русского языка на диалектический:

В учебниках русского языка накопилось довольно много логических ошибок. Имея под рукой такой инструмент, как диалектика, мы можем вскрыть эти ошибки и научить студентов ЭДИТ «Бакалибрики» видеть их, и делать на них поправки в процессе аттестации в общеобразовательных учреждениях.

В учебниках русского языка рассматриваются не чанки, а только графическое изображение звукового ряда – часть речи.

Плакат №3 Классификация частей речи.
Такой формальный подход приводит к ошибкам таксономии – в один и тот же таксон могут попасть совершенно разные явления. Например, в разряд существительных попадают:
1.1. Земля – планета.
1.2. Орбита – траектория движения.
1.3. Геоид – форма.
1.4. Берлин – топоним.
1.5. Взятие – процесс.
1.6. Деталь – элемент структуры.
1.7. Ходьба – функция.
1.8. Прополка – технология.
1.9. Краснота – признак.
1.10. Проводимость – характеристика.
1.11. Жара – условия существования.
1.12. Рождение – элемент онтогенеза
1.13. Предок – элемент филогенеза.
Правила написания имен существительных в значительной мере зависит от того, какое явление они отражают. Поэтому, при формальном подходе к языку, приходится делать массу исключений из этих правил. При чанковом подходе можно сформулировать такие правила, из которых исключений не будет.
Понятие «глагол» тоже грешит нарушением правил таксономии. В один таксон попадают:
2.1. Кукарекает – функция.
2.2. Распиливает – технология.
2.3. Включает (в себя), состоит (из) – структура.
2.4. Весит (2 кг) – параметр.
2.5. Выдерживает – свойство.
2.6. Родился – элемент онтогенеза.
2.7. Произошел (от) – элемент филогенеза.
2.8. Повысился – элемент геногенеза.
В плане нарушения правил таксономии не отстает от глагола и имени существительного и имя прилагательное. Он направляет в один таксон следующие чанки:
3.1. Оловянный – структура.
3.2. Красный – признак.
3.4. Сидящий – человек.
3.5. Легкий – характеристика, качество.
3.5. Весенний – временная координата.
3.6. Богатый – финансовое состояние.
3.7. Смущенный – эмоциональное состояние.
3.8. Дальневосточный – топоним, пространственная координата.
3.9. Кукарекающий – функция.
3.10. Копающий – технология.
3.11. Белеющий – признак.
3.12. Двухметровый – параметр.
3.13. Душный – условия существования.
3.14. Умирающий – онтогенез.
3.15. Ископаемый – филогенез.
Следует отметить, еще один важный момент. Учителя русского языка понятие «признак предмета» тоже понимают расширительно. У них признак это не только вкус, цвет/окрас, запах, сходство формы, но и любой другой атрибут явления – координата (как пространственная, так и временная), параметр, структура, функция, филогенез, онтогенез и т.д. Ребенок это должен знать и, при общении со школьными учителями и при тестировании, использовать понятия признака так же как и они – расширительно.
Путаница в понятиях происходит и далее, на уровне смысловых рядов.

Плакат №4. Предложение.
Возведение частного понятия (предложение) в ранг общего (смысловой ряд) приводит к нарушению классификации. В учебниках русского языка составителям приходятся, в нарушение законов логики, делить понятие «предложение» по нескольким основаниям одновременно – сначала по основанию «количество главных членов», потом по основанию – «количество основ», потом по основанию «эмоциональная окраска», потом по основанию «интонация», потом по наличию/отсутствию второстепенных членов и только потом по основанию «наличие/отсутствие осложненности».
Понятие «предложение» в диалектическом подходе – это элементарный монолог – попытка договориться о совместных действиях (предложение руки и сердца, предложение прогуляться, посидеть в кафе, ультиматум — предложение, от которого невозможно отказаться). И не более того.
То, что в учебниках русского языка для начальной школы называют предложением, на самом деле, является элементарным или сложным смысловым рядом. При таком подходе для классификации (см. Схему №1) всех элементов текста используется одно основание – «структура». И нет никакой путаницы.
Студенты ЭДИТ «Бакалибрики» должны знать об этих ошибочных позициях общеобразовательной системы и, при написании аттестационных работ, делать поправки на эти ошибки.
Кроме того, нашим студентам придется столкнуться с понятиями фонетики: «слог» («склад» по Зайцеву), «гласный звук», «согласный звук», «сонорный звук», «мягкий звук» и др. С позиций диалектики чанк – это минимальная смысловая единица дробить его нельзя, поскольку он от этого утрачивает смысл, но если от этого зависит результат аттестации ребенка, то, наверное, надо это сделать.
                                                                    Слоги.
Слог — это минимальная фонетическая единица.


Схема №3. Структура слога.
Слог состоит из инициали и рифмы, а рифма из ядра и финали. Ядро – обязательно гласный звук, инициаль и финаль – согласные или группа согласных.
Для того, чтобы подсчитать количество слогов в слове необходимо поместить кисть руки прямо под подбородком и произнести слово. Количество слогов будет совпадать с количеством касаний подбородка кисти руки.

Рис.№3. Способ подсчета слогов в слове.

                                                            Классификация звуков
Звуки делятся на гласные, полугласную (й) и согласные. Гласные звуки делятся на свободные и йотированные. В артикуляции свободных гласных звуков используются только легкие и голосовые связки. Артикуляция йотированных гласных требует участия еще и языка для произношения полугласного звука «Й» перед соответствующим свободным.
Для запоминания свободных гласных звуков можно воспользоваться мнемотехнической формулой: А У ИзбЫ ЭхО.
Для запоминания йотированных гласных подойдет формула Я ЕЁ пьЮ.

Схем №4. Классификация звуков.
Для артикуляции согласных, кроме легких, используются губы, зубы, нёбо и язык. В плане произношения согласные делятся на взрывные, дрожащие, шипящий, свистящие, сонорные и фрикативные.

Схема №5 Классификация согласных звуков.

В отношении отчетливости произношения согласные звуки делятся на звонкие и глухие.
Звонкие согласные запоминаются с помощью формулы: Мы Же Не ЗаБыВаЛи ДРуГ ДРуГа? Глухие – с помощью формулы: СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? – Фу!

Классификация слогов.
Если у слога есть инициаль, то он называется прикрытым, а если ее нет, то не прикрытым. Если у слога нет финали, то он называется открытым, если финаль есть, то – закрытым. Если есть и инициаль, и финаль, то слог называется замкнутым.
Примеры

Слово/слоги Инициаль Ядро Финаль Вид слога Количество ядер (слогов)
Конь    Конь К О НЬ Замкнутый 1
Ока       О —

Ка

О Не прикрытый  открытый  

2

К А Прикрытый  открытый
Самовар   Са-

мо-

вар

С А Прикрытый открытый  

3

М О Прикрытый открытый
В А Р Замкнутый
Удлиннитель У-

длин-

 

ни-

тель

У Не прикрытый открытый  

 

4

ДЛ И Н Замкнутый
Н И Прикрытый открытый
Т Е ЛЬ Замкнутый

                                                               Слогораздел.
Школьные правила:
1. Слогораздел проходит сразу после гласного звука (ядра), согласные относятся к инициали следующего слога: ко|шка, бу|дка, хо|ккей, га|мма, да|лма|тин, у|е|зжать,
дра|ться, ма|йор, стро|йо|тряд.
2. Допускается вариативность слогораздела в случае сложной инициали второго и последующих слогов: со-лнце или сол-нце, ко-мпью-тер или ком-пью-тер, о-стрый, ос-трый или ост-рый.
3. Буквы ь, ъ, й оставляют в финали предыдущего слога: лай-ка, конь-ки, подъ-езд.
4. Слова, состоящие только из согласных звуков (предлоги в, к, с, краткие частицы б, ж, ль) сами по себе не образуют слога, а производимый ими согласный звук сливается со слогом в следующем или предыдущем слове (в поле ==> впо|ле, она ж ==> о|наж).
Правила школ углубленного изучения русского языка.
Помимо трёх вышеуказанных правил есть дополнительные в школах углублённого изучения русского языка.
1. Глухие согласные отходят к следующему слогу:
то-чка, мо-шка (в традиционной школе верно также: точ-ка, мош-ка).
2. Звонкие согласные ([й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’]) с последующим шумным согласным отходят к предыдущему слогу:
кор-ка, бул-ка (в традиционной школе верно также: ко-рка, бу-лка).
3. Согласные буквы, образующие один звук, нельзя разносить в разные слоги. Один звук образуют сочетания зж [ж:], тся, ться [ц:].
у-е-зжать, но-си-тся, де-ла-ться (в традиционной школе верно также: у-ез-жать, но-сит-ся, де-лать-ся).
4. Сдвоенные согласные в середине слова относят к следующему слогу:
кла-ссный, хо-ккей, те-ннис (в традиционной школе верно также: клас-сный, хок-кей, тен-нис).
Правильный вариант деления тот, что соответствует перечисленным правилам. В традиционной школе любой вариант можно считать правильным.
Правила высших учебных заведений.
Слоги делятся по восходящей звучности. Каждый звук имеет звучность от 1 до 4: 4 — гласные, 3 — сонорные, 2 — шумные звонкие, 1 — шумные глухие. Конец слога должен быть с максимальной звучностью (цифра 4): ко-ле-со (14-34-14), ко-мпью-тер (14-31 4-143).
Правила для сонорных звуков:
1. Сонорные между гласными относят к следующему слогу: ка-рман (14-3343). Допускается вариант: кар-ман (ошибки не будет).
2. Если есть сочетание сонорного и шумного, то раздел ставится между ними: пар-та (143-14).
3. Й всегда остается с предыдущим слогом: тай-на (143-34).

 

Специалист ТРИЗ 4 уровня Шарипов Р.Х.

Comments are closed.