Развитие мыслительного аппарата. Р.Х.Шарипов.

Введение.

Фундаментальные понятия.

Педагогика – это наука об обучении и воспитании.

ТРИЗ-педагогика – это наука об обучении изобретательской деятельности и воспитании творческой личности.

ТРИЗ — это теория решения изобретательских задач, наука созданная бакинским инженером и писателем — Генрихом Сауловичем Альтшуллером, описавшим принципы ТРИЗ-педагогики в фантастической повести «Третье тысячелетие».

Изобретение – это новое, промышленно применимое техническое решение, обладающее изобретательским уровнем.

Творчество – это созидание нового. Самая сложная форма мыслительной деятельности.

Новое – это добавка к информационной базе человечества.

Свой бизнес – производство, основанное на изобретении, защищённом патентом.

Мыслительный аппарат – это физиологическая основа мышления человека, часть центральной нервной системы (ЦНС), отвечающая за обработку информации.

Мышление – это психическое отражение действительности.  

Чанк – единица информации, использующаяся и хранящаяся как единое целое.

Элементарная мысль – два связанным между собой чанка.

Интеллект – это система знаний и алгоритмов обработки ее элементов.

Метод – путь к чему-либо.

Методы творчества – пути созидания нового и полезного.

Противоречие – два взаимоисключающих требования одного человека к одном явлению.

Разногласие – два взаимоисключающих требования двух людей к одному явлению.

Цели и задачи ТРИЗ-педагогики.

  1. Целью ТРИЗ-педагогики является формирование творческой личности изобретателя.

Для достижения этой цели необходимо решить триединую задачу:

1.1. Сформировать мыслительный аппарат;

1.2. Сформировать интеллект;

1.3. Обучить методам творчества.

Мыслительный аппарат формируется только тогда, когда в течение сенситивного периода (до 6-7 лет) достаточно интенсивно и часто стимулируются участки мозга, принимающие участие в мыслительном процессе. Это связано с одной особенностью нервной ткани- если ее не стимулировать в течение сенситивного периода, то она не появляется, а если перестать стимулировать уже появившуюся ткань, то она атрофируется. Это доказано в экспериментах нобелевских лауреатов — канадского и американского нейрофизиолога Девида Хьюбела и шведского нейробиолога Торстена Визеля.

Девид Хьюбел

Торстен Визель.

   В ходе одного из экспериментов они зашили веко на одном глазу котенка на время периода раннего развития, чтобы этот глаз не получал визуальной стимуляции. Когда они освободили глаз котенка от швов, то обнаружили, что те зрительные области на карте мозга, которые обрабатывают информацию, поступающую от закрытого глаза, не получили никакого развития, в результате чего животное осталось слепым на этот глаз на всю жизнь.

Подобные результаты получил американский психолог  

 Девид Креч, проводивший эксперименты на крысятах. «Крысы, которые росли в обстановке, исключающей сенсорное воздействие, — отмечает он, — имели маленький, глупый, неразвитый мозг; в то время как крысы, выросшие в богатом сенсорном окружении, обладали большим, умным, высокоразвитым мозгом…

      Это подтверждают и эксперименты советского  нейропсихолога Б. Н. Клосовского. Он брал новорожденных котят и щенков и разделял их на две группы — экспериментальную и контрольную. При этом, для полной идентичности обеих групп, он поступал следующим образом: в экспериментальную группу брал котенка или щенка женского пола, в контрольную — их сестер. То же самое он проделывал с котятами и щенками мужского пола.

  В контрольной группе котята и щенки развивались естественным образом, а экспериментальные животные были помещены на медленно вращающийся диск, где и жили в течение всего эксперимента. Таким образом, все отличие между контрольной и экспериментальной группой состояло в том, что члены последней видели мир в движении, в то время как их братья и сестры наблюдали обычную картину. Через десять дней Б. Н. Клосовский начал приносить в жертву науке и тех, и других животных, чтобы изучить их мозг. Последней жертве успело исполниться только девятнадцать дней.  Вестибулярный аппарат экспериментальных животных превосходил в своем развитии вестибулярный аппарат животных контрольной группы на величину от 22,8 до 35%.

    Прямые наглядные доказательства нам предоставляет магниторезонансная томография.

Рис.1. МРТ мозга трехлетних детей.

На Рис1. слева МРТ мозга ребенка, воспитанного в семье и получившего достаточную стимуляцию всех зон мозга, а справа – МРТ мозга ферального ребенка (ребенка– Маугли), не получившего достаточной стимуляции некоторых зон, которые вовсе не развились. Череп домашнего ребенка заполнен нервными клетками полностью, мозг ферального ребенка – частично, многих зон в нем не достает.

 

Но наиболее убедительным доказательством существования этого свойства нервной ткани является случай с британцем Ноем Уоллом.  Когда Ной родился, у него было меньше 2 процентов от мозга. Родители Ноя — Шелли и Роб нашли радикальный центр тренировки мозга, находящийся в Австралии, и отправились туда с Ноем.  Благодаря специальным методикам и упорным тренировкам к трем годам почти отсутствующий мозг увеличился в объеме до 80 процентов.

Рис.2. МРТ мозга Ноя. Слева – сразу после рождения, справа – в трехлетнем возрасте.

    Качественный интеллект можно сформировать только на основе развитого мыслительного аппарата. Развитие интеллекта сводится к формированию как можно более полной базы знаний, состоящей из чанков явлений как окружающего, так и внутреннего мира человека, подробной, полной информации о каждом из явлений (досье), включая их историческое развитие, и приучение к соблюдению законов логики.

  Методы творчества сконцентрированы в полном процессе проектирования:

Рис. 3.  Оператор полного процесса проектирования (ППП).

  Оператор ППП пригоден для решения любых задач, включая изобретательские. Каждый блок оператора содержит группу методов. Выбор конкретного метода из каждой группы определяется видом и характером решаемой задачи.

 

Глава I. Мыслительный аппарат.

    Структура мыслительного аппарата определяется спецификой процесса человеческого мышления как отражения действительности. В реальной действительности все постоянно изменяется в пространстве и времени.       

  Зафиксировать изменения можно только в виде последовательности сменяющих друг друга кадров как на кинопленке. Аналогом кадра в человеческом мышлении является чанк.  

    Чанк – представляет собой систему, состоящую из зрительного образа, связанного с ним звукового сигнала (единичного звука или сочетания звуков) — устного слова и графического представления звукового сигнала – печатного слова.

Рис.4. Структура чанка.

   Образ позволяет отличать одни явления окружающей среды от других и выстраивать правильную форму поведения по отношению к ним. Устное слово позволяет людям оперативно обмениваться информацией друг с другом, а печатное слово позволяет сохранять и накапливать информацию для потомков.  

Первичным в этой системе является зрительный образ, вторичным – звуковой сигнал (сочетание звуков), третичным – письменное изображение звукового сигнала — печатное слово. Чанк нельзя дробить. Нельзя отделять образ от звукового сигнала, а звуковой сигнал от слова. Работает только полная система. Если нет образа, то слово становится пустым звуком, если нет звукового сигнала, то нечем извлекать образ из собственной латентной памяти. Отдельный слог не ассоциируется со звуковым сигналом и не несет никакого смысла.
     За обработку зрительных восприятий отвечает зрительная система.

 

Рис.5.  Зрительная система человека.

Световые сигналы, воспринятые глазом, превращаются сетчаткой в электрические импульсы и, через зрительный тракт, попадают в зрительную кору, обозначенную на рисунке красным и зеленым цветами.

     В настоящее время в экспериментах проведенных с помощью МРТ обнаружены узко специализированные участки коры. Например, за восприятие пространства отвечают зоны коры головного мозга, обозначенные на Рис. 6. зеленым цветом.

Рис.6. Зоны восприятия пространства.

     За анализ подвижных объектов отвечают зона мозга, обозначенные желтым цветом на Рис.7.

Рис.7. Зоны восприятия подвижных объектов.

     За распознавание лиц отвечает зона коры, обозначенная оранжевым и желтым цветами на Рис. 8.

Рис.8. Зона распознавания лиц.

   В семнадцатом поле Бродмана – первичной зоне зрительной коры (на рис.9 обозначена красным цветом) происходит распознавание простых образов, таких как линии под разными углами, простые геометрические фигуры.

Рис.9. Зрительная кора головного мозга.

   Вторичная зона зрительной коры (обозначенная на Рис.9 оранжевым цветом), отвечает за отражение поверхностей, третичная кора (обозначенная желтым цветом на Рис.9), отвечает за отражение объемных фигур и их комбинаций.

 

   За обработку звуковой информации отвечает слуховой анализатор.

Рис.10. Слуховой анализатор.

   Звуки, воспринятые ухом превращаются в электрические сигналы в улитке и доставляются в зону Вернике для обработки. Центр Вернике находится в поле 22 по Бродману, то есть, в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария мозга. На рис. 7 она обозначена желтым цветом.   

Рис.11. Центры Вернике и Брока

   Центр Вернике, так же, как и зрительная кора, делится на первичную, вторичную и третичную зоны. Первичная зона анализирует отдельные звуки, при чем, за распознавание звука конкретной высоты отвечает отдельная группа нейронов.

   Вторичная зона коры отвечает за анализ слов и элементарных смысловых рядов, третичная — за анализ сложных смысловых рядов (предложений) и обеспечивает связь зоны Вернике с префронтальной корой.

    За произнесение звуков отвечает речевой аппарат. Он состоит из легких, создающих необходимое давление воздуха, голосовой щели, языка, нёба, щёк и губ.

 

Рис.12. Иннервация гортани.

    При сокращении внутренних мышц гортани меняется степень напряжения складок и форма голосовой щели. При выдохе голосовые складки вибрируют и образуют звук: таким образом получаются гласные звуки. Большинство согласных образуются при помощи языканёба и губ.     

   Передача нервных импульсов на мускулатуру гортани осуществляется из центра Брока (на Рис.12 обозначен фиолетовым цветом) через блуждающий нерв и верхний, нижний, левый и правый гортанные нервы.

Рис.11. Центры Вернике и Брока

Связь между центром Брока и центром Вернике осуществляется через дугообразный (крчковидный) пучок (Рис.13). 

Рис.14. Дугообразный (крючковидный) пучок.

  Межполушарная связь обеспечивается мозолистым телом и двумя комиссурами – передней и задней.

Рис.15. Мозолистое тело

  Полноценный чанк формируется при одновременном предъявлении ребенку изображения явления, его названия в графической форме, звуковой форме и активном многократном повторении ребенком звуковой формы названия.

 Однако, изолированные чанки мысли не составляют. Элементарная мысль содержит два связанных между собой чанка. Связь между чанками осуществляется с помощью префронтальной коры, которая занимает переднюю часть лобных долей. Префронтальная область коры включает следующие зоны лобной доли:

  • дорсолатеральную префронтальную зону;
  • медиальную префронтальную зону;
  • орбитофронтальную зону.

Рис.16. Префронтальная кора.

    Дорсолатеральная часть префронтальной коры отвечает за кратковременную память.

Рис.17. Дорсолатеральная префронтальная зона.

          Префронтальная кора обоюдно связана с большинством структур мозга.

  Базовой функцией префронтальной коры является комплексное управление мыслительной и двигательной активностью в соответствии со внутренними целями и планами.   Префронтальная кора играет главную роль в создании сложных когнитивных схем и планов действий, принятии решений, контроле и регуляции как внутренней деятельности, так и социального поведения, и взаимодействия.

Рис.18. Связи префронтальной коры.(обозначены зеленым цветом).

   Одной из функций гиппокампа является забывание информации. Это обусловлено тем, что гиппокамп фильтрует информацию и выбирает, что нужно сохранить, а что можно забыть.

Рис.19. Гиппокамп.

В результате этой фильтрации к концу недели остается только 20 процентов полученной информации, как показано на кривой забывания, построенной в результате экспериментов, проведенных в 1885 г. Германом Эббингаузом.         

Герман Эббингауз

 

 

   Именно поэтому необходимо ежедневно, в течение недели повторять пройденный на занятии материал.

   Огромное значение имеет правильная настройка фильтров. Важная информация должна остаться в памяти, а ложная и не имеющая значения должна быть отсеяна. Через органы чувств в человеческий мозг поступает три разных потока информации – материалистический – из окружающей среды и естественно-научной источников, объективно идеалистический – от представителей религиозных направлений и субъективно идеалистический — от представителей тоталитарных сект, художественной литературы, мультфильмов и т.п. источников.    

     Знание логики, контрадикционного анализа и конфликтного анализа позволяет распознать и отсечь два идеалистических потока информации еще на начальной стадии получения информации, используя формальные признаки этих потоков – наличие несоответствий реальности, нарушение правил и законов логики (противоречивость, недоказанность, подмену понятий, подмену тезиса, нарушение правил построения силлогизмов).

 

Глава II. Развитие мыслительного аппарата.

   Развитие мыслительного аппарата сводится к ранней настройке гиппокампа при интенсивном стимулировании всех структур головного мозга, участвующих в процессе мышления – ассоциативной коры, зрительной коры, мозолистого тела, комиссур, центра Брока и центра Вернике в течение всего сенситивного периода – с рождения до 6 лет.

2.1. Настройка гиппокампа.

  Информация подобно воде стекает сверху вниз от начальника к подчиненному, но никак не наоборот, поэтому первое, что следует сделать в семье, в которой появился ребенок – это выстроить правильную вертикаль власти.

    Власть – это способность и возможность осуществлять свою волю. Реальная власть находится в руках того, кто ставит цели и задачи и контролирует их выполнение. У власти есть одно неприятное для образовательного процесса свойство: тот, у кого она в руках перестает учиться. Поэтому, если в семье ребенок постоянно занимает господствующее положение, никогда и никому не подчиняется, то он будет отставать в развитии вплоть до «аутизма». Почему это происходит?

    Не имея в своем распоряжении чанков, родитель не имеет возможности преподнести своему ребенку ни одой логической операции и ни одной трансформации образов. То есть, не может стимулировать те участки мозга, которые отвечают за логику (левое полушарие) и воображение (правое полушарие). Если какие-то участки мозга не стимулируются, то они атрофируются за ненадобностью. Чем дольше и успешнее ребенок сопротивляется развивающим воздействиям, тем тяжелее последствия для его интеллекта, тем больше его отставание от возрастных стандартов.

    Способы борьбы за власть, которые используют дети в борьбе с родителями и учителями:

  1. Птичий способ. Птицы своим пением отгоняют особей своего вида со своих охотничьих угодий. Дети делают то же самое, когда кричат. Иногда их крик – это просьбы о помощи, но чаще – оказание давления на родителей, прародителей, учителей. Дети знают, что их вопль – самый сильный раздражитель для взрослого человека и широко используют этот способ для оказания давления на потенциального «узурпатора».
  2. Олений способ. Олени метят свою территорию слезами и слюной. Если крик не помогает, и «узурпатор» продолжает нарушать правила, установленные ребенком, или не выполняет его требований, то к крику добавляются слезы, слюни, сопли.
  3. Совиный способ. Совы метят свою территорию погадками (отрыжками). Если не срабатывает олений способ, ребенок начинает подкашливать и старается вызвать у себя рвотный рефлекс. Отрыжка производит неизгладимое впечатление на взрослых, особенно на бабушек и дедушек. Как правило, использование этого способа приводит к полной и безоговорочной победе.
  4. Собачий способ. Собаки метят свою территорию мочой. Дети тоже применяют этот метод, если остальные не срабатывают. Некоторые дети просятся в туалет по нескольку раз за занятие. Родитель не может отказать ребенку в этом деле, особенно, если закончились памперсы.
  5. Способ бегемотов. Бегемоты метят территорию калом. Дети тоже это делают. Мальчик Ф, по свидетельству няни, испражнялся только стоя за занавеской. Всегда в одном и том же месте. При этом он мог за несколько минут до этого честно отсидеть на горшке.
  6. Способ шалашника. Токующие шалашники сооружают на земле шалаши и украшают площадку вокруг них различными цветными предметами: цветами, ракушками, кусочками пластика. Дети, использующие этот метод, разбрасывают свои игрушки на территории, которую считают своей и протестуют против любых попыток их убрать или даже, переложить или повернуть на какой-то угол.
  7. Медвежий способ. Медведи метят свою территорию, сдирая кору с деревьев. У детей это выражается в сдирании обоев, расписывании стен, срывании всего, что развешено на стенах, опрокидывании мебели, перемещении предметов, находящихся на полу.

Иногда нам кажется, что власть над ребенком установлена и он начал нам подчиняться. Не обольщайтесь. Может оказаться так, что внешне послушный ребенок, оказывает отчаянное скрытое сопротивление.

 Методы скрытого сопротивления формированию чанка:

  1. Переключение внимания.

На просьбу посмотреть на объект или его изображение ребенок предлагает Вам посмотреть на другой объект и указывает на него пальцем и взглядом.

  1. Отклонение взгляда.

На просьбу посмотреть на объект ребенок отворачивается. Если зафиксировать голову ребенка ладонями, то он уводит взгляд в сторону, вверх, вниз или закрывает глаза. 

  1. Выключение слуха.

На просьбу повторить звук или слово ребенок отмалчивается. Создается полное впечатление глухоты. На самом деле это умелое игнорирование.

  1. Имитация.

На просьбу повторить слово ребенок произносит сильно искаженную копию этого слова, очень отдаленно напоминающее то слово, которое Вы произнесли.

  1. Перестановка слогов.

Ребенок повторяет слово, которое Вы просите его произнести, но при этом меняет порядок элементов слова. Мальчик М., вместо слова «море», произнес «ремо». После того, как понял, что его маневр раскусили, сам исправился – сказал «море».

Девочка Д. вместо слова «фасоль» говорила «сафоль». По отдельности она произносила слоги правильно. При сборке слова снова говорила «сафоль».

  1. Подмена ударения.

Ребенок повторяет слова, но при этом делает ударение не на том слоге, на котором нужно. Мальчик С. менял ударение практически в каждом слове. Его русская речь звучала как словацкая или чешская. Это забавляло родителей. Наверное, ему нравилось их забавлять, поскольку он не собирался ничего менять в своем произношении. 

  1. Перестановка слов.

Ребенок переставляет слова в предложении. Например, вместо «Наша Таня громко плачет», он может сказать: «Таня наша, плачет громко».

  1. Имитация заикания.

Ребенок многократно произносит первый слог первого слова фразы. Остальные слова идут гладко. Мальчик В. успешно применил этот прием к своим родителям, которые приняли это за чистую монету. Сестра этого мальчика А., видя успехи брата тоже начала «заикаться». Пришлось применять не популярные меры.

  1. «Зависание».

Ребенок встает в определенную позу, как правило, со сцепленными руками и наклоненной головой и перестает реагировать на любые требования. Это состояние сохраняется и после того, как требования прекращаются. Очень похоже на аутизм. Вывести его из этого состояния можно с помощью тактильных воздействий, например, щекотания.

  1. Саботаж.

Ребенок полностью расслабляется и ни на что не реагирует, делает вид, что устал и хочет спать. После того, как требования перестают предъявляться, ребенок поднимается и начинает делать то, от чего его отвлекли своими требованиями.

    Можем ли мы позволить ребенку захватить и удерживать власть в семье? Нет не можем, поскольку это чревато для нашего ребенка приобретенной умственной отсталостью.  Власть в семье должна целиком и полностью принадлежать отцу. Или, если это, по каким-либо причинам, невозможно, то все члены семьи при детях должны вести себя так, будто бы власть находится в руках отца, старательно делать вид, что отец- глава семьи.  Дети должны думать, что власть находится в руках отца, иначе они начнут прибирать ее к своим рукам, а это чревато серьезными внутрисемейными конфликтами, которые могут закончиться разводом.

    Мать не может иметь самостоятельной власти, у нее может быть только власть, делегированная ей мужем, поскольку ребенок привык получать от нее еду, защиту и тепло, а власть опирается на страх насильственных действий и/или врожденный страх перед вожаком, альфа-самцом, который внушает или должен внушать отец. И если отца в семье нет, то его надо придумать. Умные женщины так и делают.

2.2. Развитие зрительной коры.

   В первичную зону зрительной коры сигналы от сетчатки глаза поступают в виде отдельных точек (пикселей) и мозг новорожденного ребенка еще не знает, что с ними делать до тех пор, пока они не начинают двигаться. Хрусталик глаза – это линза, поэтому изображение на сетчатке глаза перевернутое и движение точки воспринимается как обратное тому, что есть на самом деле. Для ускорения процесса адаптации первичной зоны зрительного анализатора используются игры, в которых точка перемещается на небольшое расстояние за один ход в определенном направлении – «рыбка», «муха/стрекоза», «кузнечик».

Рис.21. Игра «Рыбка».

Рис.22. Игра «Муха»

Рис.23. Игра «Кузнечик».

  Следующий шаг в развитии первичной коры — усложнение движения точки и получение ломаной линии. Эту задачу решает игра «Лабиринт», в которой точка перемещается из одной позиции в другую по определенной траектории, которую ребенок должен определить.

Рис.24. Игра «Лабиринт» в декартовых координатах.

Рис.25. Игра «Лабиринт» в полярных координатах.

Завершает развитие первичной зрительной коры решение точечных задач и игра «Светлячок».

 

Рис.26. Точечная задача в декартовых координатах.

Рис.27. Точечные задача в полярных координатах.

   Решение точечной задачи в полярных координатах заключается в том, чтобы определить фигуру, получившуюся в результате мысленного соединения точек, проставленных по указанным координатам. Прежде чем решать точечные задачи в полярных координатах ребенок должен ознакомиться с простыми геометрическими фигурами.

   Решение точечных задач в декартовых координатах заключается в том, чтобы определить положение точек, по координатам и по ним определить созвездие. Для решения точечных задач в декартовых координатах ребенок должен знать созвездия.

Рис.28. Игра «Светлячок».

  В игре «светлячок» красная точка описывает какую-либо замечательную кривую. Ребенок должен определить эту кривую. Это упражнение прицельно развивает зону, отвечающую за анализ перемещений подвижных объектов (желтая область на на Рис.6). Этой же цели служат упражнения по определению разрезов и сечений, получение объемных фигур из плоских путем вращения, протяжки и вытяжки из курса РТВ, а так задачи на определение подвижных/не подвижных объектов и направления вращения в курсе логики. Анимации в программе PowerPoint позволяют создавать такие методические материалы.

  Для ознакомления ребенка с ломаными и другими замечательными кривыми лучше всего использовать методическое пособие, разработанное экспериментальным детским институтом творчества (ЭДИТ) «Бакалибрики»- набор фигур с идентификационными листами.

Рис.29 Идентификационный лист.

Рис 30. Набор замечательных кривых и объемных фигур.

В процессе знакомства с фигурами ребенок к зрительным впечатлениям добавляет еще и тактильные, что способствует лучшему запоминанию.   

    Замечательные кривые разбиты на четыре группы – ломаные, замкнутые, разомкнутые и спирали для удобства и упрощения их изучения. Знание объемных фигур понадобятся нам для развития вторичной зоны зрительной коры путем решения задач на получение фигур вращения, протяжки и вытяжки из плоских замечательных кривых.  

  Третичная зона зрительной коры развивается в процессе игры «Столпотворение», изучения зрительных противоречий и освоения приемов разрешения технических противоречий. 

Рис.31 и 32. Игра «Столпотворение».

Игра «Столпотворение» заключается в выстраивании столба из объемных фигур набора. Проигрывает тот, чья фигура развалит столб. Главное условие игры – перед тем как поставить фигуру надо ее назвать.   

  Развитие зон зрительной коры, отвечающих за восприятие пространства обозначенных на Рис. 5 зеленым цветом, начинается с игры «Рыбка» и «Стрекоза». В этих играх ребенок осваивает ширину и высоту. В игре «Муха» точка перемещается как вверх-вниз, так и налево-направо. Ориентации на плоскости также способствует решение точечных задач в декартовых и полярных координатах.

    Третье измерение — глубина осваивается в игре «Электрон», в которой появляются ходы «вперед» и «назад»:

 


Рис.33. Игра «Электрон».

 

Расширение и закрепление восприятия пространства осуществляется во время выполнения рисунков «перспектива», «воздушная перспектива» «тень», «ракурс», «перспективные искажения»

Рис.34,35,36. Рисунки «Перспектива», «Воздушная перспектива» «тени».

Рис.37,38,39. Рисунки «Ракурс», «Перспективные искажения куба» «Перспективные искажения призмы».

      «Высший пилотаж» воображения – это изображение зрительных противоречий. Зрительное противоречие не укладываются в сознании нормального человека без комментариев и уточнения вида противоречия. Например, противоречие сопряжения:

Рис.40. Противоречие сопряжения.

 

Слева и справа доски расположены вертикально – одна над другой, а в центре – горизонтально – одна рядом с другой. То есть, эти доски сопряжены одновременно и в вертикальной плоскости, и в горизонтальной.

Рис.41. Противоречие удаленности.

Если рассматривать картину сверху, видим, что человек находится по пояс в воде, а, значит – далеко от берега. При рассматривании картины снизу, видим, что он стоит на берегу. То есть, он и далеко, и близко одновременно. 

Рис.42. Противоречие теней.

Верхняя часть человека, расположенного в центре картины освещена слева, поскольку тень на ней справа. Середина освещена справа, поскольку тень находится слева. Ноги освещены слева, ступни – справа. То есть человек освещен одновременно и слева и справа. Но тогда теней не должно быть вообще. А они есть и контрастные.

Рис.43. Противоречие выпуклости.

При рассматривании картины сверху видим выпуклый угол. Мы можем пойти как налево, так и направо.  При рассматривании картины снизу, мы видим вогнутый угол и понимаем, что не можем пойти ни налево, ни направо. Но это один и то же угол. Он и выпуклый и вогнутый одновременно.

Рис.44. Противоречие обращенности.

Смотрим картину сверху – видим лоб, смотрим снизу – видим бороду. По всем признакам в центре должно быть лицо, а там – затылок. То есть в центре и лицо и затылок одновременно. Есть и другие виды зрительных противоречий. Все они изучаются в курсе контрадикционного анализа программы «Бакалибрики».

   Главный признак изобретения – мировая новизна. Новизна достигается применением одного из приемов трансформации – перехода от того, что было (в аналоге и прототипе) к тому, что стало (должно быть по замыслу предлагаемого решения в качестве изобретения). В свое время Г.С.    

     Альтшуллер проанализировал несколько тысяч изобретений и выявил сорок изобретательских приемов, которые назвал принципами разрешения технических противоречий.

 

Рис.45 и 46. Обложка альбома принципов и первая страница с автографом Генриха Сауловича Альтшуллера, автора ТРИЗ.

В программе «Бакалибрики» мыслительные операции, которые Альтшуллер называл принципами разрешения технических противоречий называются «трансформациями», поскольку они изменяют (трансформируют) исходный объект (прототип). Альтшуллеровский список трансформаций несколько расширен и изучается в курсе развития творческого воображения (РТВ) на финишной стадии как результат, на достижение которого направлены все предыдущие упражнения курса РТВ. Вот несколько принципов из альбома:

Рис.47. Принцип дробления.

Рис.48. Принцип вынесения.

Рис.49. Принцип местного качества.

 

2.3. Развитие центра Вернике. 

    Центр Вернике можно начать развивать еще во время внутриутробного развития ребенка. Джон Слобод и Ирэн Делиж из Оксфордского Университета в 1996 году доказали, что к ребенку доходят звуки с интенсивностью от 30 до 96 децибел, а мы каждый день во внешнем мире воспринимаем звуки с интенсивностью 50-60 дб.

   Ультразвуковые исследования доказывают, что на 26 неделе ребенок начинает реагировать на звуки, например, резкий звук извне может заставить малыша дернуться. Наиболее отчетливо ребенок слышит голос матери учится распознавать его, привыкает к определенному ритму языка, выделяет оттенки и тоны.  Голоса других людей малыш слышит неотчетливо.

    Проникающие в утробу звуки музыки притягательны для ребенка и играют важную роль во внутриутробном развитии плода. Музыка может возбуждать малыша либо, наоборот, успокаивать. Начиная с 32 недели беременности, малыш может запоминать музыку и узнавать ее после появления на свет. Слушая любимую мелодию, плод может даже двигаться в такт музыке! К 38 неделе беременности малыш начинает различать музыкальные стили. Классическая музыка лучше слышна ребенку, чем эстрадная. В программе «Бакалибрики» детям с шестимесячного возраста предлагаются фрагменты классических музыкальных произведений Моцарта, Вивальди, Шопена, Баха, Чайковского, Грига, Сен-Санса, Шостаковича в виде клипов, после чего – национальные танцевальные мелодии в виде фильмов. Это позволяет в достаточной степени развить у ребенка первичную зону центра Вернике, после чего он готов к тому, чтобы ускорить развитие вторичной зоны.  

  Вторичная зона центра Вернике стимулируется чанками базы знаний, песенными произведениями, которые кроме музыки содержат слова и смысловые ряды. Двухлеткам, в программе ТРИЗунки предлагаются детские песни в виде клипов, в которых слова имеют зрительное подкрепление, то есть, содержат полноценные чанки. Всего в программе ТРИЗунки ребенок изучает 95 песен.

  Третичная зона центра Вернике в программе «Бакалибриаи» стимулируется презентациями картины мира, содержащими всестороннюю информацию о видах элементов базы знаний в их историческом развитии, то есть, с позиций диалектического материализма, и стихотворными произведениями – иллюстрированными стихами для детей в основном Агнии Барто и баснями И.А. Крылова.

     2.4. Развитие центра Брока.

    Первичная зона Брока стимулируется только тогда, когда ребенок пытается что-то сказать, произнести. Поэтому с самого рождения надо стимулировать его речедвигательную функцию, например путем вовлечения его в звуковой «диалог». Если ребенок произнес звук «Э», следует ему ответить на его языке – «Э, так, чтобы он видел Ваше лицо и движения губ. Потом предложите ему сказать «Э» дважды подряд, он может ответить вам «Э-Э». Потом можно будет расширить диапазон звуков используя фильмы с звуками и их сочетаниями, воспроизводимыми животным и маленькими детьми – «уа», «ау», «га-га», «ква-ква», «ку-ку», «ко-ко» и т.п. В программу «ТРИЗнички» включены такие фильмы. Звуковой «диалог» формирует первичную кору центра Брока и, тем самым, формирует «строительный материал» для формирования вторичной зоны центра Брока.

     После этого можно будет предложить ребенку повторить «легкие слова» — подборку первых слов, произнесенных студентами ЭДИТ – «мама», «папа», «баба», «пить», «банан», «пульт», «вода», «песок», «койка», «фонтан», «колбаса» и др. Регулярное, частое произнесение отдельных слов и их сочетаний — элементарных смысловых рядов, формирует вторичную кору центра Брока и подготавливает основу третичной коры. В третичной коре – хранятся сложные смысловые ряды, которые формируются путем побуждения ребенка к разучиванию сначала коротких стишков, а затем и длинных стихотворных произведений, таких как «Снегирь» и «В театре» Агнии Барто, «Генерал Топтыгин» Николая Некрасова, «Конек Горбунок» Петра Ершова, «Про Федота-стрельца удалого молодца» Леонида Филатова.

     2.5. Развитие мозолистого тела и комиссур.

   Мозо́листое те́ло (лат. corpus callosum) — сплетение нервных волокон в головном мозге млекопитающих, соединяющее правое и левое полушария. Кроме мозолистого тела, полушария соединяет передняя спайка, задняя спайка и спайка свода (commissura fornicis). Но мозолистое тело, состоящее из 200—250 миллионов нервных волокон, является самой большой структурой, соединяющей полушария. Мозолистое тело имеет форму широкой толстой плоской полосы, простирается спереди назад на 8 см, состоит из аксонов и находится под корой.

   Волокна в мозолистом теле проходят главным образом в поперечном направлении, связывая симметричные места противоположных полушарий, но некоторые волокна связывают и несимметричные места противоположных полушарий, например лобные извилины с теменными или затылочными, или разные участки одного полушария (ассоциативные волокна).

   Межполушарные связи формируются при одновременном возбуждении зон разных центров, например, первичной зоны зрительной коры и вторичной зоны центра Вернике. Это происходит во время демонстрации озвученных слайдов базы знаний. Но одного раза бывает недостаточно для того, чтобы сформировались устойчивые связи, для этого необходимо до 40 подкреплений, в среднем – 38 (по закону Эббингауза). Именно поэтому занятия в ЭДИТ проводятся один раз в неделю с тем, чтобы в течение недели ребенок получил не менее 40 предъявлений каждого из чанков.   

Очень важно создать и сохранить в памяти ребенка правильные межполушарные связи, реально существующие в природе. Ложные связи в дальнейшем будут создавать жизненные проблемы, приводя к ошибкам и заблуждениям, снижая качество мышления и задерживая процесс творчества. Поэтому необходимо очень тщательно подходить к процессу подбора учебной информации. Для этого в самарском варианте ТРИЗ-педагогики используются жесткие критерии качества информации:

  1. Истинность;
  2. Целесообразность;
  3. Своевременность;
  4. Полнота;
  5. Чистота;
  6. Алгоритмичность;

  Созданные правильные связи необходимо систематизировать для того, чтобы ребенку легче было отыскивать информацию в собственной памяти. Для этого служит оператор всесторонности:         

 

Рис.50. Оператор всесторонности рассмотрения

 (диалектический оператор).

  Оператор обеспечивает рассмотрение явления всесторонне и в историческом развитии, как того и требует диалектическая логика.

   Каждый из элементов (блоков) оператора всесторонности тоже может быть структурирован. В этом и заключается алгоритмизация информации- она позволяет создать и автоматизировать правильные межполушарные связи.

Первый блок. Определение понятия. Любой объект является только частью какого-то множества (рода). Для того, чтобы понять, что из себя представляет объект рассмотрения, мы должны отнести его к этому роду, иначе, мы рискуем перепутать его с чем-то другим, носящем такое же название, но входящее в другое множество (род) и, тем самым, нарушить закон тождества.

В рамках одного множество можно перепутать объекты друг с другом, и опять же нарушить закон тождества, поэтому необходимо указать активный отличительный признак. В результате получаем определение понятия через род и видовое отличие.

Рис.51. Оператор родо-видового определения понятий.

    Для учета всех элементов множества (рода) с целью обеспечения требования полноты рассмотрения, существуют такие инструменты, как морфологическая ось, морфологическая таблица, морфологическая матрица и куб (параллелепипед) Фрица Цвикки.

Рис.52. Куб Цвикки.

Второй блок. Конкретное явление существует в конкретной точке пространства и в течение определенного времени, то есть, у него с необходимостью должны быть пространственные и временные координаты. Для определения положения в пространстве существуют системы координат – декартова, полярная, цилиндрическая, географическая, астрономическая.

Рис.53. Системы координат.

Для определения временной координаты существует так называемая «лента времени».

Рис.54. Лента времени.

Третий блок. Структура определяется составными элементами и связями между ними. Для изучения структуры служит скользящий структурный оператор:

Рис.55. Скользящий структурный оператор.

и оператор полноты активной системы, предложенный Г.С.Альтшуллером:

Рис.56. Оператор полноты активной системы.

Четвертый блок. Внешние изменения, которые производит явление описываются таким понятием, как «функция». Функция – это роль объекта в заданной системе отношений. Любое изменение имеет определенные причины и приводит к определенным последствиям. Наиболее полно и точно описать функции и функциональные связи позволяет диаграмма Исикавы Каору, так называемый, «рыбий скелет»:

Рис.57. Диаграмма Исикавы Каору.

Пятый блок. Совокупности/последовательности целесообразных полезных действий называются технологиями (алгоритмамия, рецептами). Технологии осуществляются с помощью инструментов и более развитых технических систем. Некоторые технологии предполагают использование расходных материалов. Наиболее точная и полная технология мышления описывается оператором полного процесса проектирования (ППП):

Рис. 58.  Оператор полного процесса проектирования (ППП).

Шестой блок. Признаки – это такие чувственно воспринимаемые сигналы, излучаемые /испускаемые явлением, которые выделяют его из окружающей среды и позволяют нам однозначно идентифицировать это явление с его названием. К ним относятся – контуры (форма), окрас (цвет), вкус, запах, температура, вес, фактура, гладкость/шероховатость/липкость, влажность, подвижность. Для идентификации человека служит его портрет – графический или словесный. Полнота словесного портрета обеспечивается применением специального оператора:

Рис.59. Признаковый оператор.

Седьмой блок. Параметры (любые числовые характеристики явления) имеют свойства меняться как в филогенезе, так и в онтогенезе. Однако, наши представления о некоторых параметрах остаются неизменными. Для приведения в соответствие возможных изменений параметров явления с нашими представлениями о них служит оператор числовой оси, предложенный Г.С.Альтшуллером и, предложенный им же, оператор РВС (размеры, время, стоимость). Оператор числовой оси, предлагающий мысленно изменять именно эти параметры с тем, чтобы избавиться от навязчивых представлениях о них.

Рис.60. Оператор РВС.

Восьмой блок. Условия существования. В разных местах планеты имеют место разные условия — среда, влажность, давление, температура. При одних условиях явления происходят, при других – нет. Поэтому, при описании явления необходимо учитывать и условия их существования. Для учета условий существования применяется условный оператор:

Рис. 61. Условный оператор.

Девятый блок. Любое явление вступает в отношения с объектами окружающей среды. Особый интерес представляют отношения активных систем. В силу всеобщности закона единства и борьбы противоположностей, каждый объект включен в какие-то виды борьбы и выстраивает свои отношения в соответствии с этим. Различают отношения нейтралитета, комплиментарные отношения и антагонистические отношения. Реляционный оператор позволяет учитывать наличие этих отношений:

Рис.62. Реляционный оператор.

Антагонистические отношения (конфликты) делятся на типы:

— «Хищник-жертва»

— «Пилот-препятствие»

— «Хозяин-паразит»

— «Дёготь-мёд»

— «Датчик-искомый объект».

Учесть все виды конфликтных отношений позволяет конфликтный оператор:

Рис.63 Конфликтный оператор.

Десятый блок. Онтогенез – это развитие отдельно взятой, конкретной особи от рождения/сборки до смерти/утилизации. Учитывать этапы индивидуального развития технической системы позволяет онтогенетический оператор.

Рис.64 Онтогенетический оператор для технической системы.

Одиннадцатый блок. Филогенез – это история развития вида активных систем. История технической системы начинается с простого инструмента и заканчивается специализированным роботом. Этапы исторического развития технической системы учитывает филогенетический оператор.

Рис.65 Филогенетический оператор для технической системы.

Вышеперечисленные операторы позволяют выполнить все требования диалектической логики и должны входить в программу правильного общего образования ребенка, составлять его культуру мышления. Освоением всех операторов диалектической логики заканчивается развитие мозолистого тела и комиссур.

     2.6. Развитие префронтальной коры.

Префронта́льная кора (лат. Cortex praefrontalis) — отдел коры больших полушарий головного мозга, представляющий собой переднюю часть лобных долей и включающий в себя 9, 10, 11, 12, 13, 14, 24, 25, 32, 44, 45, 46 и 47 поля по Бродману.

   Эта область мозга вовлечена в процесс планирования сложного когнитивного поведения, принятия решений и регулирование социального поведения. Основным назначением этой области мозга считается согласование мыслей и действий в соответствии с внутренними целями.

Этот процесс связан со способностями выявлять взаимоисключающие мысли, прогнозировать будущие последствия текущих действий, действовать по направлению достижения определенной цели, прогнозировать результаты, осуществлять социальный контроль.

Лобная кора поддерживает усвоение конкретных правил. Более передние области вдоль ростро-каудальной оси лобной коры поддерживают обучение более общим правилам на более высоких уровнях абстракции.

Первичная зона префронтальной коры развивается в процессе решения простых логических задач по очистке таксона от лишних элементов или задач на поиск недостающих элементов таксона.


Рис.66. Задача по очистке таксона.

Рис.67. Задача на поиск недостающих элементов таксона.

Вторичную кору развивают задачи и упражнения из курса причинного анализа, например, на поиск закономерностей, в которых требуется продолжить смысловой ряд:

  1. К, О, Ж, З, Г, С……..
  2. 2, 4, 6, 8,
  3. О, Д, Т, Ч, П, Ш….
  4. Я, Ф, М, А…..
  5. П, В, С, Ч, П……

Для решения таких задач ребенок должен владеть смысловыми осями, которые осваиваются только одним способом – многократным повторением. Для повторений смысловых осей не обязательно использовать учебное время, их можно разучивать на прогулке, в пробке, в очереди.

Третичную зону развивают задачи и упражнения контрадикционного анализа, в условиях которых скрыто реальное или мнимое логическое противоречие, например:

  1. Почему в поезде стоп-кран красного цвета, а в самолете – голубого?
  2. Четыре пингвина вышли на льдину и увидели белого медведя. Одного пингвина медведь поймал. Сколько пингвинов нырнуло в воду?
  3. Как правильно сказать 7+5 будет Одиннадцать или 7+5 будет Адиннадцать?
  4. Сколько весит кирпич, если он весит один килограмм и еще столько, сколько весит половина кирпича?
  5. Баскетбольная команда «Спартак» выиграла матч у «Динамо» со счетом 80:46, хотя ни один баскетболист не забросил ни одного мяча. Как это объяснить?

Такие задачи ставят в тупик, поскольку противоречие запрещено сразу двумя законами логики – законом противоречия и законом исключенного третьего. Изобретательская задача тоже содержит противоречие, поэтому контрадикционный анализ не только развивает третичную зону префронтальной коры, но и готовит ребенка к творческому процессу поиска решений изобретательских задач.

   Итак, для развития мыслительного аппарата необходимо и достаточно простимулировать следующие структуры головного мозга:

— зрительную кору;

— центр Вернике;

— центр Брока;

— крючковидный пучок;

— мозолистое тело;

— комиссуры;

— префронтальную кору.

    После этого мозг будет готов к тому, чтобы овладеть качественным творческим интеллектом. Важно это сделать в достаточно раннем возрасте с тем, чтобы осталось время на развитие интеллекта из тех шести лет сенситивного периода, что природа выделила человеку.

   Сформированный мыслительный аппарат ребенка необходимо поддерживать в хорошей форме давая ему для решения задачи с постоянным усложнением. Для этого подойдут шашки, шахматы, карты, домино, другие настольные игры, но лучше всего ставить перед ребенком реальные задачи с практическим выходом, например, разведение аквариумных рыбок, выращивание овощей, создание технических систем, облегчающих повседневный труд. Застой в мыслительной деятельности является пагубным для мыслительного аппарата, поскольку при этом обедняется кровоснабжение тех участков мозга, которые бездействуют, что приводит к их постепенной, но неуклонной деградации.

 

                               Специалист ТРИЗ 4-го уровня Шарипов Р. Х. Самара 2020 г.

01 Мыслительный аппарат.

Comments are closed.