КАК УЧИТЬ ДЕТЕЙ В ТРЕТЬЕМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ?

Первая и главная задача ДЛ-ТРИЗ педагогики – формирование мыслительного аппарата ребенка. Решающее значение в этом процессе имеют первые три года его жизни. Это связано с тем, что нервная ткань младенцев имеет особое свойство – если ее не использовать, не стимулировать, то она не развивается. Косвенно это доказано в экспериментах нобелевских лауреатов — канадского и американского нейрофизиолога Девида Хьюбела и шведского нейробиолога Торстена Визеля.

Девид Хьюбел

Торстен Визель.

 

В ходе одного из экспериментов они зашили веко на одном глазу котенка на время периода раннего развития, чтобы этот глаз не получал визуальной стимуляции. Когда они освободили глаз котенка от швов, то обнаружили, что те зрительные области на карте мозга, которые обрабатывают информацию, поступающую от закрытого глаза, не получили никакого развития, в результате чего животное осталось слепым на этот глаз на всю жизнь.

Прямые доказательства нам предоставляет магниторезонансная томография.

Рис.1. МРТ мозга трехлетних детей.

На Рис1. слева МРТ мозга ребенка, воспитанного в семье и получившего достаточную стимуляцию всех зон мозга, а справа – МРТ мозга ферального ребенка (ребенка– Маугли), не получившего достаточной стимуляции некоторых зон, которые вовсе не развились. Череп домашнего ребенка заполнен нервными клетками полностью, мозг ферального ребенка – частично, многих зон в нем не достает.

В третьем тысячелетии все дети должны иметь развитый мыслительный аппарат, поэтому начинать обучение необходимо как можно раньше – самое позднее — с полугодовалого возраста, иначе можно не успеть к трехлетнему возрасту достаточно простимулировать все участки мозга, которые будут принимать участие в сложных формах мышления.

Для того, чтобы мыслительный аппарат работал правильно и продуктивно, необходимо обеспечить его качественной и полной информацией об окружающем мире – базой знаний в чанковой форме.

Рис.2 Пример чанка

Чанк – это — комплексный образ явления, жестко связанный с названием (названиями) этого явления в звуковом и графическом виде. Название позволяет извлечь образ из собственной памяти, а образ позволяет подобрать необходимое слово, связанное с ним. По существу, мысль – это цепочка чанков.

Правильно и полноценно ввести чанки можно путем многократной демонстрации ребенку озвученных слайдов/открыток с фотографиями явлений окружающего мира (или сами явления), собранных в группы в соответствии с научной классификацией и моделей плоских и объемных геометрических фигур. Для этого необходима современная оргтехника – компьютер, проектор, 3Д-принтер и современные когнитивные технологии —   техника быстрого чтения, мнемотехника, техника быстрого набора текста.

База знаний должна быть дополнена полной информацией о некоторых представителях групп (классов, видов, отрядов) явлений с тем, чтобы ребенок имел представление об атрибутах каждого представителя группы. Тогда у ребенка будет сформирована сбалансированная, близкая к объективной картина мира.

Творческая деятельность предполагает способность человека генерировать принципиально новые идеи, а для этого необходимо развитое воображение.

Только развитый мыслительный аппарат, обеспеченный качественным интеллектом (полной базой знаний, сбалансированной картиной мира и развитым воображением), способен в полной мере освоить операторы диалектической логики и ее творческой части – теории решения изобретательских задач.

Сразу после освоения всех операторов ребенок должен закрепить их на практике – полевой, сельскохозяйственной, производственной, инженерной/медицинской/педагогической и т.д.

Таким образом, стратегический алгоритм обучения должен содержать четыре, последовательно выполняемых шага:

  1. Формирования мыслительного аппарата;
  2. Формирования интеллекта;
  3. Формирование диалектического (творческого) мышления;
  4. Закрепление творческих форм мышления на практике.

Эти четыре шага необходимо проделать как можно быстрее и качественнее, с тем, чтобы у ребенка осталось больше времени для реализации своего творческого потенциала.

Все вышеперечисленные действия должны доставлять удовольствие всем участникам учебного процесса – детям, учителям и родителям, каждое событие должно сопровождаться радостью и вдохновением, как и само творчество, иначе КПД учебного процесса резко падает.

Теперь мы можем ответить на вопрос о том, как учить детей в третьем тысячелетии.

В третьем тысячелетии надо учить детей:

  1. Своевременно (начиная в 6 месяцев и заканчивая в 13-14 лет закрепляющими практическими действиями).
  2. Стремительно (в максимальном индивидуальном темпе, не тормозя и не задерживаясь на вредных и не нужных единицах информации).
  3. Качественно (давая ребенку только то, что ему безусловно пригодится в его взрослой творческой жизни).
  4. Прицельно. (выполняя только те педагогические действия, которые обеспечивают решение стратегических задач обучения).
  5. Технично (используя самые современные виды оргтехники и когнитивные технологии).
  6. Алгоритмично (обеспечивая каждое мыслительное действие эффективной системой алгоритмов).
  7. Вдохновенно (получая удовольствие от учебного процесса).

 

Автор программы «Бакалибрики», специалист ТРИЗ 4 уровня Шарипов Р.Х.

Самара 2018 г.

 

Comments are closed.