Педагогические заблуждения родителей и их последствия.
- Заблуждение первое- «Не следует заниматься ранним развитием ребенка, в школе всему научат».
Опровержение №1:
Можно опоздать с развитием мыслительного аппарата, который у человека развивается только до 6 лет. То, что развиваются только те участки мозга, которые стимулируются, доказано в экспериментах Бориса Клоссовского, а то, что в 6 лет развитие мыслительного аппарат заканчиваются — неудачными попытками научить чему-либо детей-Маугли, пойманных в возрасте, превышающем шестилетний. Более того, даже развитые участки мозга атрофируются, не получая достаточной стимуляции. Например, если человек находится в полной темноте более полугода, то у него полностью и навсегда атрофируется зрительный нерв.
Опровержение №2
Можно опоздать с формированием базы знаний и картины мира, которая содержит около трех тысяч чанков (единиц информации, которые хранятся и используются как единое целое). В оперативной памяти человека умещается в среднем семь чанков. Для запоминания семи чанков их надо повторять ежедневно в течение недели (закон Эббингауза). Получается, что скорость построения картины мира – около семи чанков в неделю. В году 52 недели. На построение полной картины мира необходимо 428 недель — это около 8 лет. Если начать это делать в школе (в возрасте семи лет), то на построение картины мира остается всего 1 год. В результате, кругозор Вашего ребенка будет в 8 (или более) раз уже кругозора ребенка, начавшего выстраивать картину мира вовремя. Чем уже картина мира, тем ниже интеллект – основа эволюционной эффективности.
Опровержение №3.
В задачу школы не входит развитие интеллекта. Интеллект опирается на полную картину мира (широкий кругозор, энциклопедические знания), логику и развитое воображение. В школьной программе нет дисциплин «логика» и «развитие воображения». Так что, в школе Вашего ребенка научат не всему, что потребуется ему для того, чтобы комфортно себя чувствовать среди людей с развитым интеллектом, социализироваться с ними.
Последствия первого заблуждения.
Не получая достаточного стимулирования некоторые участки мозга не развиваются и мыслительный аппарат получается неполноценным. После шести лет, когда мозг уже перестает расти этот недостаток уже не восполнить. Если недоразвитой оказывается зона Вернике (речевая зона), то у ребенка будут проблемы с произношением и правописанием, иностранными языками и чтением. Если пострадала та часть мыслительного аппарата, которая отвечает за воображение, то ребенок не сможет воспользоваться мнемотехникой, позволяющей быстро запоминать большие массивы информации, поскольку все виды мнемотехники опираются на воображение (эйдетическое запоминание). Будут проблемы с географией, историей, литературой, математикой. В средних и старших классах придется нанимать армию репетиторов.
Заблуждение второе. Интеллект (ум) является врожденным свойством человека, он или есть у ребенка или его нет.
Опровержение №1
Интеллект измеряется с помощью тестов с использованием вопросов и задач (по Векслеру, по Айзенку и др.). Повторное измерение интеллекта показывает повышение результатов. То есть с каждым повтором теста интеллект растет. Это говорит о том, что интеллект можно приобрести в результате упражнений. Если бы интеллект был врожденным, то результат не зависел бы от количества пройденных тестов.
Опровержение №2.
У феральных детей (детей, воспитанных животными) не наблюдается высокого интеллекта. Они не могут ответить ни на один вопрос, не могут решить ни одной задачи, поскольку и говорить-то не умеют, они просто не понимают обращенную к ним речь. Если бы интеллект был врожденным свойством, то феральные люди имели бы разброс в уровне интеллекта. Но у них у всех одинаково низкий интеллект, на уровне животных, которые их воспитывали.
Опровержение №3
Интеллект складывается из базы знаний, картины мира (кругозора), логики и воображения. Расширять кругозор человек способен всю жизнь, логическое мышление легко приобретается в результате специальных упражнений и решения задач на смекалку, воображение тоже тренируется с помощью курса РТВ (развития творческого воображения). Естественно, для этого необходим развитый мыслительный аппарат. Но и он приобретается в результате своевременной ( до шести лет) стимуляции тех участков мозга, которые отвечают за выполнение высших психических функций – речи, памяти, внимания, воображения.
Последствия второго заблуждения.
Находясь в плену второго заблуждения, Вы не будете ничего предпринимать для организации раннего развития ребенка и тогда Вам не избежать последствий первого заблуждения. В результате упустите огромные возможности, которые открывает перед Вашим ребенком правильная образовательная стратегия: http://bakalibriki.ru/ru/образовательные-стратегии/
Эти упущенные возможности чреваты проблемами с успеваемостью и могут сказаться трагическим образом во время сдачи ЕГЭ или после него.
Заблуждение третье – «На ребенка нельзя оказывать давления, нельзя его наказывать, надо с ним договариваться».
Опровержение №1
Закон единства и борьбы противоположностей имеет всеобщий характер. Действует он и в рамках семейных отношений, поэтому воспитательный процесс следует рассматривать именно как борьбу противоположностей. Ребенок рождается животным, а наша задача сделать из него человека. При этом ребенок оказывает отчаянное сопротивление нашим педагогическим усилиям. Если Вы не оказываете на него давления, то он оказываете давление на вас. Это закон стратификации, доказанный в экспериментах Дидье Дезора. Средства психологического давления, находящиеся в распоряжении ребенка описаны в статье «Образовательные тактики. Часть 2. Вертикаль власти» http://bakalibriki.ru/ru/образовательные-тактики-часть2-верти/
В нашем распоряжении – только метод изобарического давления, и контрприемы, описанные в статье «Алгоритмы воспитания»
http://bakalibriki.ru/ru/алгоритмы-воспитания/
Опровержение №2
Одним из эффективных видов оказания давления на ребенка являются легкие шлепки. Именно легкие шлепки, а не удары. Шлепок имеет особую ценность в воспитательном процессе – он быстро, лаконично и убедительно показывает ребенку чего не следует делать, направляет его поведение в безопасное русло. Кроме того, шлепок, наряду с обниманием, является профилактическим средством борьбы с госпитальным синдромом. Вирджиния Сатир подсчитала, и дальнейшие исследования это подтвердили, что ребенка (да и взрослого человека) нужно обнимать 12 раз в день. Если ребенок в течение дня не получает этого минимума тактильных ощущений, вечером он начинает капризничать. Получив ударную дозу тактильных ощущений в виде серии шлепков и убедившись в том, что родители его помнят и любят, ребенок успокаивается, и удовлетворенно засыпает.
Опровержение №3
Если ребенка не наказывать за ошибки, он их начинает накапливать и развивать и, в конце концов, все его поведение превращается в непрерывную цепь ошибок. Не избавляя ребенка от ошибочных форм поведения, Вы подкладываете ему огромную свинью. Повзрослев, такой ребенок будет действовать себе и Вам во вред, если не погибнет в результате одной из допущенных ошибок и доживет до взрослого состояния.
Последствия третьего заблуждения.
Находясь в плену третьего заблуждения, Вы обрекаете себя на экстремальные психические нагрузки, которые могут привести к психическим расстройствам, психосоматическим изменениям.
Дело в том, что каждый человек одновременно участвует, по крайней мере, в четырех видах развития – в эволюции – развитии всего живого на Земле (как один из приматов), в филогенезе-развитии вида «человек разумный» (как самец/самка), в геногенезе – развитии поколения (как внук/внучка, сын/дочь, мать/отец, дедушка/бабушка и т.д) и в онтогенезе (как организм). Каждый вид развития представлен в психике человека в виде пакета потребностей. Когда пакет физиологических потребностей удовлетворен и организм успокоился, актуализируется пакет филогенетических потребностей в человеке пробуждается самец/самка и включаются филогенетические комплексы – Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек. Эдипов комплекс заставляет мальчика воевать со всеми самцами за всех самок, а девочек со всеми самками за всех самцов, в том числе и в первую очередь с родителями и учителями того пола, к которому сами принадлежат. Это сказывается крайне отрицательно на дисциплине и, как следствие, на учебном процессе. Информация, подобно воде, стекает сверху вниз – от начальника к подчиненному, а ученик/ученица чувствует себя царем Эдипом/царицей Электрой и поэтому не учится, а пытается учить родителя и/или педагога, или, по крайней мере, сорвать учебный процесс. Соответственно, КПД учебного процесса становится ниже, чем у паровоза. Если ничего не предпринимать, то, в конце концов, поведение ребенка приобретает уродливые формы и перегружает нервную систему родителей и учителей настолько, что у тех могут появиться реальные проблемы со здоровьем.
Заблуждение четвертое. Мать может одна, без помощи отца справиться с воспитанием детей.
Опровержение №1
Воспитание – это процесс привития детям правильных форм поведения, принятых в обществе. Если у мальчика гипертрофированный Эдипов комплекс, то он рассматривает мать как свою собственность и подчиняться ей не будет ни при каких обстоятельствах, чего бы это ему не стоило и вести он себя будет так, как ему диктует его инстинкт, а не так как принято в обществе и требует мать. Если у девочки гипертрофированные комплекс Электры, то мать она воспринимает как соперницу и будет вести себя так, чтобы как можно больше досадить матери, то есть, противоположным образом.
Опровержение №2
Подавление элементов не детского поведения у детей требует применения физической силы, которой у матери нет, и твердого, стойкого характера, которым не все женщины обладают. Все дети – очень хорошие психологи-практики и манипуляторы. Они прекрасно знают как вызвать у матери материнский инстинкт и с его помощью, блокировать все ее воспитательные действия и добиться выполнения своих самых фантастических желаний. Ребенок управляет матерью, а не наоборот.
Опровержение №3
Дисциплина в любой группе держится на страхе нарушить установленные правила. За исполнением правил у приматов следит альфа-самец. В результате эволюции в подсознании приматов закрепился страх именно перед альфа-самцом, поскольку особи, проявлявшие неуважение к альфа-самцу не выживали в сражениях с ним и не давали потомства. В семье роль альфа-самца выполняет отец, поэтому только он может установить правильную вертикаль власти. От матери ребенок ожидает только защиту, тепло и еду. Страха перед ней он не испытывает, поэтому в ее присутствии он не боится нарушать правила.
Последствия четвертого заблуждения.
Пытаясь самостоятельно воспитать сына, ограждая его от влияния отца, мать фактические культивирует в нем Эдипов комплекс. Не подавленный Эдипов комплекс в чистом виде имеет целью замещение отца. Это означает или удаление отца из семьи (развод, распад семьи) или его физическое уничтожение. Если хорошенько порыться в собственных воспоминаниях, то каждый из нас без труда припомнит и случаи развода родителей под давлением или по вине сыновей и случаи убийства сыновьями отцов. Вот только два примера:
- В Краснодарском крае 15-летний Ярослав Мельниченко ночью взял кувалду, прокрался в комнату отца и шесть раз ударил его по голове. Затем разбудил мать и сказал, что убьёт и её, если немедленно не получит клавиатуру, отнятую накануне отцом. По словам оперативников, Ярослав гордился содеянным. «Теперь я стал главным в доме», — говорил он.
- В воскресенье, 13 марта 2016 г., примерно в 15:00, в одной из квартир дома, расположенного в Кировском районе г. Самары 15-летний подросток из благополучной семьи нанес ножевые ранения своим родителям и младшей сестре в ходе ссоры на почве личных неприязненных отношений. Отец скончался на месте, мать и сестра госпитализированы.
Рекомендации:
Пересмотреть свои взгляды на педагогику, избавиться от заблуждений, взглянуть на отношения со своими детьми с позиций закона единства и борьбы противоположностей и филогенетических комплексов.
Сделать поправки в своем поведении в отношении детей. Может быть даже сменить работу на такую, которая позволила бы отцу уделять больше времени и сил воспитанию и обучению своих детей. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
Шарипов Р. Х.
05.06.2018